Эксперты едины во мнении: в России чрезвычайно низкий уровень финансовой грамотности. Согласно исследованиям, опубликованным в начале 2013 года, с 2009 уровень знаний о финансах у населения не повысился. Причин этому великое множество, и, совершенно естественно, что исправление этой ситуации можно начать с наших детей.
Еще со времен существования Советского Союза так уж сложилось в нашей стране: считалось, что вмешивать ребенка в материальные дела семьи, по меньшей мере, неприлично. Во времена дефицита родители являлись своеобразными ограничителями отношений "дети-деньги", самостоятельно решая, что нужно ребенку, а что нет. Плоды такого воспитания мы можем видеть, оглянувшись вокруг, на примере своих друзей и знакомых: жить в съемной квартире, покупая в кредит дорогой телефон или автомобиль Или взять кредит, для того, чтобы рассчитаться по другому кредиту? Знакомо?
Попробуем разобраться в том, какими знаниями о деньгах должны обладать наши дети в разном возрасте.
3 года
Мы зря думаем, что маленькие дети ничего не понимают в этом возрасте. Глубоких финансовых знаний им преподавать, конечно, не стоит. Но объяснить, что папа и мама ходят на работу не для того, чтобы сбежать от веселых игр с кубиками, а для того, чтобы зарабатывать деньги, чтобы со временем коллекция кубиков увеличилась – очень желательно. На заработанные деньги в магазине покупаются любимые йогурты и соки. Ребенку в этом возрасте достаточно наблюдать этот процесс.
3-5 лет
"Купи-и-и!!!" доносится от витрины со сладостями, и взъерошенная мама оттаскивает плачущего карапуза, вцепившегося мертвой хваткой в шоколадку.. Наши с вами бы родители без зазрения совести бы объяснили нам: "На эти глупости у нас нет денег!", и не обращая внимание на истерику двинулись бы по своим делам дальше. И были бы не правы. Современные психологи не советуют так говорить. Считается, чтобы разговоры о деньгах в семье должны происходить только в позитивном ключе. Современный родитель, который занимается финансовым воспитанием своего чада скажет что-то вроде: "Нам надо сделать то-то и то-то для того, чтобы у нас стало больше денег, и мы могли бы покупать не только необходимое". Или: "Эта шоколадка стоит столько же, сколько стоит 15 минут прыжков на батуте. Выбирай!".Такие сравнения полезны. Помогают ребенку освоить понятия больше и меньше. Кроме того, полезно мерить стоимость шоколадки в цене куриных ножек, творожков и других, более необходимых детскому растущему организму продуктов.
Не стоит говорить так: "Пусть эту игрушку тебе бабушка купит". Это манипуляция, и к воспитанию финансовой грамотности она отношения не имеет.
5-7 лет
От теории постепенно переходим практике. Пора приучать ребенка становиться покупателем. Сначала сам процесс, механически, пошагово. Наблюдаем: не забыл ли взять сдачу, продукты. Продолжаем закреплять понятия "больше" и "меньше", учим ребенка сравнивать, выбирать. Можно объяснить, почему вы предпочитаете именно это молоко, а не другое. Или почему в вашей семье покупается сыр именно этой марки.
В этом возрасте ребенку надо объяснить, что деньги, к сожалению, кончаются, и что именно предпринимает ваша семья, чтобы увеличить количество денег.
Именно в это время стоит ребенку начинать давать карманные деньги. Сумму родители определят самостоятельно, исходя из потребностей и возможностей семьи. Однако, психологи схожи во мнении: сумма не должна быть велика. И следует запомнить: контролировать трату карманных денег должен ребенок, а не вы. То есть, ругать за неправильную, по вашему мнению, трату не стоит. Негативный опыт - это тоже опыт. В случае с карманными деньгами основная забота родителя – это безопасность ребенка. Тут стоит рассказать о правилах личной финансовой безопасности.
Младший школьный возраст.
Теперь ребенок умеет считать деньги. Задача взрослых научить этими деньгами правильно распоряжаться. Остановимся на ошибках, которые мы можем допустить.
1. Лишение карманных денег - рычаг давления, а не воспитания. Договоренности надо выполнять.
2. "Платить" за выполненные домашние обязанности или хорошие оценки - недопустимо!
Список запрещенных покупок обсудите с вашим чадом сразу и безоговорочно. Например, ребенок не может покупать сигареты, "взрослые" журналы и т.п. Интересуйтесь, но не диктуйте, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы - только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал досрочно и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю, и следующую порцию он получит только в обозначенный срок.
Подарите вашему ребенку копилку. Обучите азам планирования. Объясните, что такое жадность, а что такое бережливость. И, естественно, расскажите, что такое экономия.
Теперь ваш ребенок полноправный член вашего финансового семейного совета. С правом совещательного голоса. Поручайте составлять списки необходимых покупок - например, канцтоваров к началу учебного процесса.
И помните, будущее финансовое благополучие ребенка закладываем мы, родители, не только открывая счет в банке на имя нашего чада, но и снабжая его навыками правильного финансового поведения.
Материал опубликован в рамках поддержки программы повышения финансовой грамотности населения