15:54

Супермаркет- ловушка для покупателя

  1. Новости

Знакомы ли вы со странным ощущением - заскочить быстренько после работы в магазин за молоком, а уйти с полной тележкой продуктов? При разборе покупок дома постигает еще одно  разочарование: продуктов много, а есть нечего. Какие-то "акционные" печенья, зачем-то 5 кусочков мыла, хлопья для завтрака, у которых завтра-послезавтра кончится срок годности.  Поздравить не с чем – как говорят психологи,  вы совершили импульсивную покупку. По оценкам экспертов,  городской  покупатель супермаркета на такие покупки расходует ежемесячно от 1 до 7 тысяч рублей. Можно представить, к каким прорехам в семейном бюджете это может привести, в случае, например, с обычной семьей из четырех человек, где работают оба взрослых! Покупатели "поневоле" нередко сами в не могут толком объяснить, как такое произошло с ними.
   
Совершенно очевидно, что  магазины ориентированы на получение  максимальной прибыли, стремясь продать как можно больше товаров. Чтобы добиться этой цели, в штате многих торговых сетей  существуют мерчендайзеры. В их обязанности входит, помимо прочего,  разместить товар так, чтобы покупатель уж точно не прошел мимо товара, даже если вещь ему не очень-то и нужна. Иногда схемы раскладки товаров в сетевых магазинах "спускаются сверху", из головного офиса, однако суть не меняется – покупателям показывают "товар лицом", или наиболее выгодной стороной.

Кроме того, в скорейшей реализации товаров заинтересованы и сами поставщики. У них в штате тоже есть такие специалисты, которые следят за правильной раскладкой товаров в торговых точках, контролируют продажи и тоже заинтересованы в том, чтобы покупатель проходя, например, мимо замороженных пельменей обязательно прихватил и их, и банку тертого хрена, заботливо поставленную рядом.

Мы не сможем в одном материале разобрать  полностью все хитрости и ловушки для покупателя. Попытаемся рассмотреть основные моменты, для того, чтобы  сократить свои неэффективные траты, и возможно, увидеть, где нами манипулируют продавцы.

Основная зона борьбы за покупателя – это,  безусловно, полки, находящиеся на уровне взгляда взрослого покупателя. Здесь размещены товары известных брендов, и, как правило, не самые дешевые. Поэтому просто запомните: товар, расположенный на уровне ваших глаз, не всегда лучший и самый качественный. Просто его продажа приносит продавцу наибольшую выгоду. Достаточно присесть на корточки, или слегка наклониться, и вы сможете увидеть альтернативу, зачастую и дешевле, и лучше по составу. Попробуйте!

Та же самая история – это  сласти и детские игрушки.  В супермаркетах их  специально размещают на нижних полках, на кассе, чтобы ребенок их увидел, в идеале – схватил и потребовал у  родителей их приобрести. Мамы и папы в таких случаях почти всегда идут на поводу у детей – чтобы самим не расстраиваться от детских капризов и не заслужить неодобрительные взгляды других покупателей. И ведь никуда не деться  –  на очереди в кассу мы проводим достаточное количество времени, чтобы изучить весь близлежащий ассортимент. И, о чудо, в вашу корзинку полетел практически бесполезный журнал, несколько пачек салфеток, жвачка, о, батончик!

Еще один популярный прием – так называемые распродажные прилавки. "Три по цене одного", какие-то не очень нужные китайские сланцы, полотенца и вафли…  Вроде бы дешево - возьмем  две пачки, в итоге  –  куча ненужных покупок.

А еще продавцы любят  выставлять товары по принципу ассоциативности. Рядом с молоком окажутся или растворимые хлопья, или каши.  Огромный лоток  с чипсами и орешками  мы увидим в пивном отделе. Чай и печенье. Кофе и шоколад. Соусы и мясо. Все предсказуемо, вроде бы понятно, но именно в тот  момент, когда рука тянется за сопутствующим товаром,  меньше всего думается о причинах, заставляющих нас этот товар покупать.

Не стоит также недооценивать влияние магазинной рекламы и всяческих  промо-акций.  Сегодня это не просто плакаты и слоганы  – это мощнейший инструмент продаж. Кстати,  непосредственно на месте продажи  разрешено рекламировать даже  спиртные напитки, и их производители не пренебрегают этой возможностью.

Психологи считают, что склонность к необдуманным покупкам – это влияние стрессов в нашей жизни, попытка порадовать себя. И отмечают, что для того, чтобы не поддаваться на такие манипуляции – нужно разобраться в себе. Может и так, но попутно возможно пользоваться общеизвестными методами планирования покупок, и попробуем, с одной стороны, разобраться со своим внутренним миром, а с другой стороны, соблюдать нехитрые правила, которые сберегут нам деньги:
   
• Перед походом в магазин составьте список необходимых продуктов с  их приблизительной стоимостью.
• При отсутствии чего-либо  не пытайтесь найти замену из другой группы товаров.
• Идя за покупками, постарайтесь использовать наличные, их легче контролировать, чем расходы по  пластиковой  карте.
• Тратьте в магазине только запланированную сумму.
• Старайтесь не разгуливать по магазину более  получаса.
• Никогда не ходите в супермаркет голодным.

Попробуйте два ближайших похода в супермаркет превратить в несложный эксперимент: в одном случае соблюдаем все вышеперечисленные рекомендации (или хотя бы часть из них); во втором – делаем все ровно наоборот. А после сравниваем суммы потраченных денег и соотношение нужных и ненужных товаров. Уверяю вас, после такого теста вы заметно поменяете свое отношение к непраздничному шоппингу.

Материал опубликован в рамках поддержки программы повышения финансовой грамотности населения