В предыдущем материале - http://www.klops.ru/news/Dengi-materialy/71597/Cto-takoe-kreditnaj-istorij.html мы с вами ознакомились с самим понятием кредитной истории, рассмотрели ее составные части и узнали, кто с ней имеет право знакомиться. Сегодня мы поговорим о том, как самим отслеживать свою кредитную историю.
Код субъекта кредитной истории
Каждая кредитная история имеет свой код. Для чего это сделано? Комбинацию цифровых и буквенных символов заемщик придумывает сам и вписывает в кредитный договор с банком. Затем, код кредитной истории банк передает в бюро кредитных историй (БКИ), вместе с информацией о заемщике. Информацию о коде, вместе с титульной частью кредитной истории, бюро отправляет в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ).
Ищем БКИ со своей историей
Чтобы ознакомиться со своей кредитной историей, сначала запрашиваем Центральный каталог на предмет списка бюро кредитных историй, содержащих ваши данные. Для этого надо направить запрос либо непосредственно в ЦККИ, если вы знаете код кредитной истории, либо, без использования ее кода – запрос в сами БКИ, кредитные организации, отделения почтовой связи и нотариусу.
В запросе в любую из этих инстанций указываем фамилию, имя, отчество, паспортные данные или иного документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи). И только запрашивая информацию непосредственно в ЦККИ нужно еще обязательно указать код своей кредитной истории, а при обращении через отделения почтовой службы дополнительно указать ваш адрес электронной почты.
Получив ответ из ЦККИ, можно затем обратиться в нужное вам БКИ для получения кредитной истории.
Запрос в Центральный каталог кредитных историй через Интернет-сайт Банка России (с использованием кода кредитной истории)
Порядок получения информации из ЦККИ регламентируется Банком России. Вам нужно направить по электронной почте запрос, заполнив форму, размещенную в Представительстве Банка России в сети Интернет по адресу www.cbr.ru. Вы также вправе направить запрос по электронной почте непосредственно в ЦККИ по адресу ckki@cbr.ru. Образцы электронных обращений размещены в Представительстве Банка России. Для направления запроса вы должны знать код своей кредитной истории. Ответ ЦККИ вы получите по электронной почте не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления запроса.
Запросы в Центральный каталог кредитных историй без использования кода кредитной истории
В случае, если вам не известен код кредитной истории, или Вы забыли его, или не уверены в его правильности, существует возможность направления запроса в ЦККИ без его использования.
Для этого обращаемся в любое БКИ или в любую кредитную организацию с соответствующим письменным запросом, указав фамилию, имя, отчество, свои паспортные данные. В день вашего обращения они сформируют и направят запрос в ЦККИ. После получения ответа вас проинформируют о БКИ, в котором хранится ваша кредитная история: БКИ сообщит это вам на следующий рабочий день после получения ответа из ЦККИ, а кредитная организация – не позднее рабочего дня, следующего за днем вашего обращения, если она имеет прямой доступ к автоматизированной системе ЦККИ.
Действующие на территории Калининградской области кредитные организации должны иметь такой доступ. Если же, например, офис кредитной организации не подключен к автоматизированной системе ЦККИ, срок ожидания ответа увеличивается, но не превышает 5-ти рабочих дней.
Получение ответа согласовывается с вами, это может быть, например личная явка за ответом, если вы не явились по каким либо причинам, то ответ направят по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Направить запрос в ЦККИ без использования кода можно еще и через отделения почтовой связи, в которых оказываются услуги телеграфной связи. Телеграмма направляется по адресу: «Москва ЦККИ». Все данные запроса приводятся в тексте телеграммы с новой строки. В тексте телеграммы обязательно указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные или иного документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи), ваш адрес электронной почты. Адрес электронной почты заполняется латинским шрифтом с обязательным проставлением всех необходимых знаков. Символ @ в адресе электронной почты заменяется на (а) – буква "а" в скобках.
Работник отделения почтовой связи (отделения электросвязи) заверяет вашу подпись на телеграмме, делая, например надпись: "Собственноручную подпись, данные паспорта Иванова Ивана Ивановича удостоверяю" и направляет ее в ЦККИ.
Ответ ЦККИ поступит на ваш адрес электронной почты, указанный в телеграмме, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса.
Направить запрос в ЦККИ можно также передав заявление через нотариуса. В день получения заявления (в котором вы укажите фамилию, имя, отчество, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность) нотариус направляет запрос для последующей передачи в ЦККИ на адрес электронной почты Федеральной нотариальной палаты. По вашей просьбе вам выдается свидетельство о передаче заявления, при этом вы вправе указать свой адрес и способ передачи вам ответа из ЦККИ.
Как проверить свою кредитную историю
Имея информацию о том, где хранится ваше «досье», обращаемся именно в это бюро. Требовать предоставления кредитного отчета можно настолько часто, насколько это необходимо. Но только один раз в год сведения можно получить бесплатно – в каждом БКИ, где хранится ваша кредитная история. За повторные отчеты придется заплатить, причем в каждом бюро – свои расценки.
Регулярно следить за состоянием кредитной истории
Для этого приходим в бюро кредитных историй с паспортом и заполняем заявление на получение информации, указав данные из титульной части кредитной истории. Не более чем через 10 дней нам направляют кредитный отчет в письменном виде с подписью руководителя БКИ и печатью организации. По запросу БКИ может отправить документ и в электронном виде (скрепленный цифровой подписью). В случае, когда ваше личное присутствие в БКИ невозможно (например, оно находится в районном или областном центре, и добраться до него сложно), можно заказным письмом направить в БКИ нотариально заверенный письменный запрос. Ответить на него вам должны в течение двух недель.
Ошибки в кредитных историях
К сожалению, от них никто не застрахован. Если вы вдруг обнаружили ошибки в кредитной истории, обратитесь с заявлением в БКИ, где она хранится, изложив свои возражения. В течение 30 дней БКИ обязано проверить эту информацию, исправить ошибки или написать вам аргументированный ответ о достоверности информации в кредитной истории.
Если же в течение 30 дней ответ от БКИ не получен или он вас не устроил, можете обратиться в суд. При этом доказать, что вы оплатили кредит вовремя и у вас нет задолженности, можно только на основе платежных документов. Потому важно иметь все финансовые документы по кредиту (даже спустя много лет после его погашения) и своевременно отслеживать свою кредитную историю, пользуясь правом ежегодного бесплатного доступа к ней.
При подготовке материала использованы документы и нормативные акты, размещенные на сайте Банка России в сети Интернет по адресу www.cbr.ru
Материал опубликован в рамках поддержки программы повышения финансовой грамотности населения