11:43

По следам "бензиновых бунтов" в Польше: Специальный репортаж

  1. Новости

Наши корреспонденты разузнали, как развиваются события после недавних «бензиновых бунтов» на погранпереходах с Польшей.  

В начале мая польская таможня ввела новые правила для тех, кто слишком часто пересекает границу с Россией. Под раздачу попали, в основном, польские «бензовозы», торгующие на родине дешевым российским бензином и солярой. Их обложили топливной пошлиной, что разом лишило дополнительного дохода десятки семей в приграничных городках. Возмущенные поляки вышли «на баррикады» и дважды за месяц перекрывали подъезды к границе в Голдапе и Гжехотках.

Мы отправились в Бранево, чтобы разузнать, как развиваются события.

В одном месте убыло, в другом прибыло

Польша и Калининградская область - словно сообщающиеся сосуды. Начиная с конца 1980-х, когда приоткрыли границы, мы мотаемся друг другу по обычной человеческой надобности – купить, где подешевле, и продать, где подороже. Вам не приходилось торговать на польских рынках носовыми платками и давилками для чеснока? А спирт «Рояль» вы никогда не считали «жидкой валютой»? И вы отродясь не видели мужиков в колготках, набитых пачками сигарет? Стало быть, вы либо не местный, либо голодуха времен перестройки обошла вашу семью стороной.

Теперь в Польше, хвала Богу, и с носовыми платочками наладилось, и со спиртным. Сигареты – те да, еще дороговаты. Но главный предмет народного импорта – топливо.

Этой зимой я впервые стала свидетелем суровых будней обычного польского «бензовоза», подвозившего нас в гданьский аэропорт. Ранним туманным утром, громыхая всеми костями, старенький «Пассат» выдвинулся к границе. В полудреме я заметила, как он завернул в какой-то тупик на окраине Калининграда и уперся носом в наглухо закрытые ворота. Те отворились на условный стук, за ними обнаружилась маленькая АЗС, и наш водитель под завязку заполнил бак дешевой соляркой по 27 с половиной рублей за литр.

- Хороший дизель, зимой ни разу не замерзал! - уверял нас Марек.

На границе, завидев подходящего таможенника, Марек развеселился:

- Что, сегодня останешься без подачки?

И объяснил, что буквально чуть ли не каждый поляк, часто снующий через погранпереход с вполне понятными целями, платит российским таможенникам мзду – 100 рублей за каждый выезд. Иначе жди неприятностей.

Таможенник, и правда, недобро ухмыльнулся, когда мы показали российские паспорта. Видимо, брать сотенку при соотечественниках ему было неудобно…

Голодные «Пассаты»

И вот снова корявая Берлинка, упирающаяся в шикарный переход «Мамоново-2 – Гжехотки». На подъездах аж три заправки. Ранним будним утром народу тут немного. Все без исключения машины - раскорячившиеся на деревянных колодках под задним колесом «Пассаты» с польскими номерами. Это оптимальный бензовоз: столитровый бак, надежный двигатель.

Пожилой водитель неразговорчив: «Цо? Не, то для себе». Другой водила, молодой парнишка, немного говорит по-английски. Признается, что везет бензин на продажу, но пошлину еще ни разу не платил.

В «Мамоново-2» - тишь да благодать. В российской очереди – пара машин, а в польскую «колейку» подтянулась целая вереница «Пассатов».

- Почему-то они предпочитают группами ездить, - говорят наши пограничники.

Понятное дело: иные «бензовозы» вертятся как белка в колесе, им нужно успеть шмыгнуть в дырку в очереди, поэтому и ездят толпой, занимая друг на друга места. Стадный инстинкт не выключается даже когда на границе ни души.

По оценкам сотрудников погранперехода, после введения новых правил очереди чуть уменьшились. Но, судя по всему, «Пассаты» еще долго будут символом польско-российских отношений…

В Гжехотках выяснилось, что мы абсолютно не готовы к последним веяниям. На вопрос польского таможенника: «Сколько топлива в баке?», наш фотокор Витя Гусейнов почесал макушку, а потом махнул рукой: «Хватит!»

Хорошо, что в наших паспортах не слишком много польских штампов, иначе такие шутки могли бы запросто вылиться в ощутимые траты. Теперь граждане Польши и России, которые ездят через пункт пропуска больше 10 раз в месяц с полным баком топлива, должны заплатить таможенную пошлину – от 2,5 до 2,9 злотого за литр (25-30 рублей). Об этом заявила Ольштынская таможенная палата, сославшись на общие правила Евросоюза, веденные еще в 2004 году. Они гласят, что человек может беспошлинно вывезти в ЕС только личные вещи.

Именно этот аргумент и вызывает у людей возмущение. Ведь кто сказал, что солярка в баке моей машины и канистра в багажнике не мой личный багаж? Почему я должна доказывать, что не продам или не подарю своему приятелю Мареку все это добро?

Тайна сия хранится в чиновничьих головах и кабинетах, куда простому смертному хода нет. Поэтому народ рассуждает неприхотливо: раз наверху что-то мутят, значит, кому-то это выгодно. С таким настроением сейчас живет Бранево, куда мы домчались за несколько минут, свернув направо с эльблонгской трассы. Там нас ждал добрейший Марек, хорошо говорящий по-русски и ставший нашим гидом и переводчиком.

Купил по 30, продал по 50

Заставить польского «контрабандиста» наглядно показать его ремесло - занятие безнадежное. Люди боятся, что их вычислят и перекроют кислород: за перепродажу топлива поляку грозит уголовная ответственность. В маленьком Бранево многих кормит граница, вернее, заграница. Народ здесь небогатый – владельцы крошечных  магазинчиков, автомастерских, рыночные торговцы. У нашего туриста Бранево не вызывает никакого интереса, он проезжает его насквозь, делая остановки лишь у «Бедронки» и «Лидла».

Поэтому российский дизель как для нас – польские сосиски: если дешевле, надо брать. И не только для себя, но и для соседа. 

Но мы-таки уговорили Марека, а тот – своего приятеля Збышека. «Послушай, - говорил в трубку Марек. – Они твое лицо не покажут, и номера машины тоже». Приятель, наконец, согласился, и мы принялись, по выражению Марека, «клеить дурня» - валять дурака по нашему.

Збышек примчался, конечно, на «Пассате». Мы загрузили туда насос и шланг и поехали за город, просвистев перед носом у огорошенных польских погранцов, патрулировавших окрестности. На лесной дороге Збышек остановил машину, ловко присоединил к ее аккумулятору провод от насоса, сунул шланг в топливный бак и быстренько наполнил 20-литровую канистру соляркой. Ее, кстати, возят чаще, поскольку дизтопливо в Польше дешевле бензина и более востребовано.  

Сколько получается с каждой «ходки»?

- У вас я купил соляру, допустим, по 30 рублей, - Марек загибает пальцы. – У себя продал по 50. Двадцать рублей с литра имею. За минусом моих расходов получается 2 000 рублей, это если я везу полный бак и канистру.

Марек со Збышеком – одни из 8 тысяч поляков, ежедневно пересекающих погранпереходы в Калининградской области. Может, все эти люди и подрывают польскую экономику, но логика их проста и понятна. 

- Вот что я тебе скажу, - неторопливо рассуждает Марек. - Мой сын бывал в Венесуэле. На границе с Колумбией знаешь, сколько этих бензинщиков? И все потому, что в Колумбии топливо намного дороже. И там не на «Пассатах» ездят – на огромных американских машинах, переделанных под бензовозы. Внутри корпуса – сплошные полости, три тонны за раз контрабандой перевозят!

В Польше уже минули времена, когда бензинщики делали аналогичный «тюнинг» своих                       авто: таможня лютует. За каждую лишнюю сигарету можно схлопотать солидный штраф: две пачки ввози, а открытую, с двумя последними папиросками, выбрасывай. А уж «Пассат», переделанный в «танкер», теперь музейная редкость.

Кстати, челночат только частники, предпринимателям это невыгодно: за использование польского топлива они имеют налоговые льготы.

Таможня перегибает

В Бранево мы навестили местного депутат польского сейма Войчеха Пенкальски – того самого, который возглавил «бензиновый бунт» в Гжехотках 11 мая.

Войчех родился в Бранево и живет  здесь всю жизнь. По его словам, знает здешние проблемы от и до. Сейчас он представляет недавно созданную социально-либеральную партию «Движение  Паликота» (Ruch Palikota).

- В начале мая, когда ввели пошлину на топливо, мне стали звонить мои избиратели, - рассказывает Войчех. – Я тут же поехал в Варшаву и встретился с министром. А сам через Фейсбук объявил народу, что в субботу нужно приехать в Гжехотки, где я все объясню. Пограничникам обещал, что все будет спокойно.

11 мая около 300 машин выстроились в огромную очередь у погранперехода.

- Нет такого закона, который бы запретил человеку ездить за границу, сколько он хочет, - горячится депутат. – И таможня не может по глазам узнать, зачем он едет. Это задача других служб.

По словам Пенкальски, люди подписались под обращением и потребовали отмены новых правил, в первый же день собрали 194 подписи. Сейчас на основании этого письма известный гданьский адвокат Рышард Бафия  готовит иск в Конституционный суд Польши.

Войчех Пенкальски уверен на сто процентов – они выиграют дело.

- Все началось, как я понимаю, с очередей на границе. Но суть вопроса – она ведь чисто экономическая, как вы считаете, – спросила я депутата. – Покупают, где дешевле, и везут, где дороже.

- Это было, есть и будет, - соглашается Войчех. – Есть закон, есть конституционное право и таможня должна  его соблюдать.  

Что же будет?

В Бранево, по словам Войчеха Пенкальски, будут строиться три супермаркета.

- Для нас это конец, - предрекает депутат. – Разорятся маленькие магазинчики, а ведь уже сейчас в браневском районе 40 процентов населения – безработные. Что будет потом? Катастрофа… Иногда мне хочется поставить шлагбаум на гданьской трассе, чтобы туристы останавливались у нас.

-  Может быть, здесь построить аквапарк и «Балтийскую галерею», и тогда многие в Гданьск и не поедут? – спрашиваю.

- У меня есть мысль открыть тут развлекательный парк и еще кое-какие планы, - говорит Пенкальски. – Но пока одна цель – выиграть суд и помочь людям. 

А что же люди? Местный предприниматель Рышард Янушко – большой веселый человек, торгующий цветами на ранке, настроен не менее решительно, чем его депутат:

- Ведь кто это все придумал? Банда, которая для себя делает какую-то комбинацию, - режет он правду-матку. – Это попытки сломать демократию.

Рышард не скрывает, что и сам подписался под обращением в Конституционный суд. Он очень раздосадован и возмущен:

- Раньше я больше терпел от вашей таможни, а теперь наша трясет каждого маленького человека. Я десятки раз бывал на разных контролях, и ни разу у меня ничего не нашли. Потому что я всегда езжу по правилам. Два года назад я написал властям о злоупотреблениях, письмо ушло в таможню, а там уж ответили, как им надо. Дело закрылось. Но теперь мы будем стоять на своем, потому что есть конституция, правосудие, и наш адвокат Бафия уже выигрывал разные крупные дела… Они думают, что так остановят людей? Ха! Сегодня поеду я, завтра  - жена, послезавтра – дочка.

Рышард приводит в пример немцев, которые не стесняются приезжать в Польшу за дешевыми продуктами и спиртным. При этом никому не приходит в голову проверять их на благонадежность. 

- А очереди на границе? – интересуюсь я. – Ваши там утраивают заторы и ведут себя не всегда корректно. Недавно бензинщик из Бранево нашего парня монтировкой побил.

- Ну, это же маргиналы, - разводит руками Рышард. – А вообще, мы русских очень любим.

И пускается в рассуждения про Сталина и НКВД - вот их в Польше не жалуют - про международные браки и про то, что он мечтал бы побывать в Калининграде, съездить на море, до которого к нам ближе, чем в Сопот.

- Так приезжайте!- приглашаю я. – Все расскажем, покажем. Заодно и заправитесь!

И мы смеемся, довольные друг другом, и пожимаем руки на прощание. Все хотят жить  как добрые соседи. Поэтому принцип «не пущать!» все-таки не наш принцип.     

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ   

 

А мне не нравятся польские сосиски

Слушайте, ну, хорошо. Жизнь так устроена, что если есть спрос, - появится и предложение. Наш бензин дешевле, - его контрабандой (по факту, а с 10-кратным ограничением уже и де-юре) везут и продают в Польше. Польские сосиски дешевле – их контрабандой везут и продают у нас, в Калининграде. Давайте называть вещи своими именами. При этом наши производители сосисок и ритейлеры платят налоги, социальные платежи, включая пенсионные, таможенные пошлины, а контрабандисты не платят. При этом нам выгодно на миллионы евро и миллионами тонн продавать бензин польским контрабандистам, - мы продаем, а ведь в Польше, - нетрудно предположить, - тоже недополучают топливные акцизы. И, очевидно, вправе регулировать этот процесс. Потому что как ни назови контрабанду, она не перестанет быть контрабандой, за которую все государства во все времена наказывали. И никакого отношения к конституционным свободам и свободе передвижения это не имеет.

Но если продолжать сочувственно слушать бедных панов, настаивающих на ущемлении своих прав, давайте скажем и о своем праве на свободное передвижение. Построили новый шикарный переход в Гжехотках, денег вбухали, полос понаделали. И что?! Как пчелы улей, его забили польские пассаты-бензовозы, - и привет. Стой в многочасовой очереди, как в девяностых. Если наши пограничники еще хоть как-то очередь сепарируют, у поляков, в евросоюзе, – стой в общей. Но я не делаю на границе бизнес, дорогие паны! Я еду по своим делам. И вы удивитесь, - даже сосиски в Польше не покупаю, мне они вообще не нравятся, польские сосиски, сколько бы ни стоили, я не считаю хорошим продукт, напичканный искусственными усилителями вкуса. Вы, может быть, еще больше удивитесь, - но я не одна такая. Гданьский аэропорт стал воздушными воротами Калининграда, это правда. И сотни, тысячи калининградцев едут туда, чтобы улететь в Европу и далее - везде. Но чтобы не опоздать на рейс из-за бензиновых пробок на границе, часто надо выезжать, предусматривая ночевку в Гданьске. Нести дополнительные расходы. Их считал кто-нибудь?

Портал "Клопс.Ru" со ссылкой на таможенную палату Ольштына сообщил, что в течение 2012 года количество пересечений российско-польской границы составило 4 миллиона. Более 90 процентов поездок жителей Польши в Калининград, по оценкам ведомства, заканчиваются через два-три часа, что может указывать на единственную цель - покупку топлива. Нетрудно посчитать: если умножить 2 миллиона пересечений со стороны Польши на средний объем бензобака автомобиля «Фольксваген Пассат», получается что-то около 160 млн. литров бензина, вывезенного из Калининграда. Общая выгода от перепродажи топлива на территории Польши при существующей разнице в цене составляет 3,2 млрд. рублей. За эти деньги грех не побузить, не побороться, - и польскому государству, и приграничным бензинщикам.

А что до любви поляков к русским, позвольте не согласиться. Они нас сильно любят, когда им это выгодно. Встречала одного такого, - пять лет живет в Калининграде, тот же приграничный бизнес делает, а даже названий центральных улиц не знает, и знать не желает, - не надо мне этого, говорит, у меня, говорит, «аллергия на Калининград». Поэтому ничего удивительного, что никто из бедных приграничных бензиновых королей дальше бензозаправки еще не ездил.     

Любовь АНТОНОВА