17:14

Бишкек - Калининград

  1. Новости

Зима, как видим, продолжается, а аэропорт "Храброво" обнародовал летнее расписание полетов. Честно говоря, я ждал, что сбудутся предсказания теперь уже бывшего гендиректора компании Виктора Титарева о том, что увеличится не только число рейсов, но расширится и география полетов. Титарев, когда вступал в должность осенью прошлого года, рассказывал об очень интересной схеме. Сегодня мы имеем три перспективных международных рейса - в Берлин, Копенгаген и Ригу. Было бы логично, сказал гендиректор, "подогнать" к этим рейсам потоки из "материковой" России - из Екатеринбурга, Омска, Мурманска, Краснодара и некоторых других городов. Эдакий микроскопический вариант хаба. И, между прочим, вполне разумный, если тщательно проработать логистику. Житель Омска желает погулять по Берлину и летит на немецкую землю через Калининград. Потому что ему быстрее и выгоднее полететь так, чем через Москву или Питер.

Но прошло полгода, и стало понятно, что модель "мини-хаба" приказала долго жить, даже не родившись. Мне трудно сказать, как это связано со скоропостижным увольнением Виктора Титарева (может лоббисты из Москвы и Питера постарались) и связано ли вообще, но факт остается фактом - аэропорт Калининграда как был, так и остался конечной точкой. Тупиковой. Что в общем-то ставит под сомнение развитие авиаузла в принципе. Да, сделают капремонт, наполнят содержанием пустую нынче крышу "Рейхстага", но тупик он и в Африке тупик.

Зато в летнем расписании укрепилась другая тенденция - связанная с нашей дружбой с братскими народами из Средней Азии. На лето мы имеем три рейса в неделю из Ташкента, и по одному - из Самарканда, Душанбе и Бишкека. Причем, столица Киргизии появилась в расписании впервые.

Конечно, подобная вещь не может не обращать на себя внимание. Мне сразу вспоминаются ожесточенные баталии на "круглых столах" в областной Думе (да и не только) по поводу миграционной политики. И инициативы некоторых депутатов вообще сократить число рейсов из Средней Азии. Но рынок, как мы видим, диктует свои условия. Поток пассажиров с Юга весьма значительный, а значит, рейсы имеют рентабельность. И эта рентабельность еще вырастет, когда начнутся большие стройки к чемпионату мира по футболу. И правда: кто как не гастарбайтеры будет выполнять львиную долю строительных работ.

Однако не о мигрантах речь, а о развитии "Храброво". Недавно в интервью руководство Гданьского аэропорта имени Леха Валенсы заявило, что в обозримой перспективе "Храброво" не догнать Гданьск, который развивается стремительными темпами, благодаря в том числе привлечению авиакомпаний-лоукостеров.

Калининграду в ближайшее время подобное, увы, не грозит. Тут много причин, главная из которых - нюансы российского законодательства. Не в последнюю очередь тормозит развитие аэропорта вопрос "открытого неба" - режима свободного полета над конкретной территорией самолетов иностранных авиакомпаний. Калининграду, окруженному со всех сторон границами Евросоюза, мне кажется, сам Бог велел пользоваться этим режимом. И проблемы построения хаба в этом случае будут решаться интенсивнее, и лоукостеров, глядишь, затащим. Но Минтранс молчит, "Храброво" тасует топ-менеджеров и открывает среднеазиатские рейсы. Пассажиропоток, думаю, увеличится, но на качественном развитии нашего авиаузла это не отразится.