Ровно 20 лет назад в Калининграде начала вещание первая негосударственная радиостанция. Возможно даже, кто-то вспомнит, как она называлась. Если все же запамятовали, подскажу: "Радио-БАС", то бишь, "Балтийский аудиосервис".
Вашему покорному слуге посчастливилось, как говориться, стоять у истоков пионера местного FM-вещания. Так что, без ностальгии здесь, конечно, не обойтись. Только вот надо разобраться, о чем именно стоит вспомнить добрым словом, а о чем лучше промолчать.
Ну, в духе современности, конечно, необходимо отметить, что тогда "Радио-БАС" слушали все калининградцы. Хотя бы по той простой причине, что местном коротковолновом диапазоне слушать было больше некого. И вот парадокс: отсутствие прямых конкурентов мало сказывалось на работе коммерческого предприятия, которым являлась частная радиостанция. Просто дело было для нашего города и региона новое, когда все приемы и наработки, будь то сбор рекламных объявлений или манера ведения эфира, приходилось изобретать практически с нуля. Нет, конечно, имелся определенный зарубежный опыт, но ведь его еще нужно было адаптировать к отечественным условиям. А как раз они-то были еще те! На дворе - разгар "стреляющих 90-х"…
Однако, конечно, два десятилетия спустя о специфике тогдашней коммерции вспоминать не очень хочется. Зато сугубо творческая составляющая в те времена достигла пика в истории России вообще и Калининградской области, в частности. Смело могу заявить, что ни до, ни после этого местный радио-диджей (господи, тогда и слова такого не было, назывались "ведущими эфира") не имел подобной свободы действий. Тем паче, "басовский" формат вещания "adult contemporary" позволял очень и очень многое, если не абсолютно все. Во всяком случае, понятие "план эфира" в практику работы "басюков" вошло уже гораздо позже, да и, положа руку на сердце, условие это отнюдь не всегда соблюдалось. Скорее уж прав был один из работников, который в ответ на риторический, в принципе, вопрос разгневавшегося учредителя о том, где он имеет счастье трудиться, брякнул: "В творческой лаборатории!". О последовавшей затем сцене, пожалуй, лучше промолчать.
Небывалый простор для самовыражения привел к тому, что в эфире "БАС" каждый из ведущих был личностью своеобразной и неповторимой. Неудивительно, что очень быстро каждый из них обзавелся собственной, можно сказать, авторской аудиторией. (Хотя по нынешним понятиям радио-бизнеса это откровенно недопустимая роскошь.)
Одни просто балдели от модернового Сан-Саныча, другие ценили доверительный стиль Игоря Тихонова, третьи включали приемник, только если знали, что в этот момент в студии хозяйничает сладкоголосый Эдик Кобзарь… Объединяющая роль отводилась тематическим программам вроде "КалБАС-парада" или регулярным радиомарафонам на ту или иную тему. И хотите - верьте, хотите - нет, но в итоге были довольны все: и сами "радийщики", и радиослушатели и… рекламодатели!
Никто не собирается стенать о безвозвратно ушедшей эпохе. "Радио-БАС" было продуктом своего времени, в нем же и осталось, когда пришел черед куда более прагматичных, жестких, меркантильных - короче, вполне себе современных, отношений. Но иногда, включая приемник в автомобиле, так хочется услышать в эфире не "отформатированного" ведущего и не подогнанную под заданный бизнес-план музыку!