Вчера моя супруга в очередной раз столкнулась с одной из извечных проблем российской действительности. Сев в салон автобуса маршрута №140 "Калининград-Зеленоградск" перевозчика "Регио-Экспресс", предъявила к оплате купюру в 1000 рублей. Просто потому, что мельче не было, а разменять не успела. Такое бывает. Она вообще всегда заблаговременно готовит нужную сумму за проезд, а тут - обстоятельства.
Кондуктор автобуса заявила, что сдачи у нее нет, а "где-то в интернете написано, что пассажир не может предъявлять к оплате сумму, превышающую стоимость билета, более чем в 10 раз". И, в итоге, предложила девушке...покинуть транспорт. С учетом того, автобус уже был за городом, в пос. Сосновка, ситуация выглядела еще долее унизительной. Девушка наотрез отказалась, ей пришлось ехать на Автовокзал, хотя нужно было в другую часть города, а оттуда добираться другим транспортом за свой счет.
Я понимаю, что кондукторам нелегко - и молодежь пытается сплутовать, подсовывая с утра крупные купюры, и мелочи килограммами приходится таскать, и вообще целый день на ногах, а пассажир разный попадается. Но, как пассажир со стажем, все же прошу помнить: что водитель автобуса, что кондуктор, существуют не потому, что существует автобус, а потому что существует пассажир. Который, в свою очередь - потребитель. И его права защищены законом о защите прав потребителей. У компании-перевозчика есть правила перевозки и они являются публичной офертой, По договору публичной оферты пассажир обязан оплатить проезд, а перевозчик обязан его провести в данном общественном транспорте. Если человек предъявляет крупную купюру, то он все равно предлагает деньги, которые обязательны к принятию в качестве оплаты на всей территории РФ, никак не нарушая обязательство оплатить проезд, согласно правилам проезда. Если у кондуктора не нашлось сдачи, то это проблема именно кондуктора.
Это, вообще, его работа. Полемизировать можно много, а я - предлагаю: 1. Руководствам автотранспортных предприятий, наконец, озаботиться этим вопросам, может ввести обучение на должность кондуктора, разъяснять им их обязанности; это должны быть спокойные, терпеливые, вежливые люди, а не нечто крикливое истерическое, выводящее из себя весь автобус. В противном случае, их поведение бросает тень на все предприятие, тем более ни водители, ни диспетчера - не на стороне пассажира. 2. В местах, где в автобус садится много пассажиров, установить уличные терминалы, в которых можно было бы оплатить проезд, получить сдачу и билет. С этого можно еще и прибыль получать, размещая рекламу или другие услуги. 3. Хотя бы предоставьте кондукторам разменный фонд в количестве7-8 тысяч купюрами по 50-100 рублей. Проблема очень быстро исчезнет сама собой. В завершение хочу напомнить всем водителям и кондукторам - в любой момент вы можете стать пассажирами. Там и встретимся.