Наш соотечественник – один из ведущих американских специалистов по оказанию срочной медицинской помощи. Ежегодно более 700 лучших выпускников медицинских школ стремятся получить место в его команде для дальнейшего обучения. Вячеслав Гауфберг встретился со студентами и преподавателями БФУ им. И. Канта, чтобы рассказать о системе медицинского образования в Гарварде. И ответил на вопросы корреспондента «СК».
Вячеслав Гауфберг: «Врач экстренной помощи в Соединенных Штатах должен знать и уметь все»
Любая срочная помощь
– Вячеслав Вениаминович, как организовано оказание скорой помощи в США?
– Все начинается со звонка в службу «911». Диспетчер определяет по жалобам больного приоритетность вызова. Все машины скорой помощи укомплектованы оборудованием для реанимации и поддержания жизни. То есть отдельно реанимобилей и линейной бригады, как в России, нет. К каждой машине прикреплены двое парамедиков (специалистов по оказанию первой доврачебной помощи. – Прим. авт.). Один их них «техник», он же водитель, а второй проводит полный комплекс реанимации. Врачи скорой помощи и реаниматологи в России – это парамедики в США. Им не требуется высшего медицинского образования, они проходят курсы от шести месяцев до года в зависимости от категории.
Служба скорой помощи доставляет пациентов в центры экстренной медицины. Они располагаются при всех многопрофильных госпиталях и оказывают любую срочную помощь: от консультаций при боли в горле до проведения сложных операций. Вся помощь в центре экстренной медицины оказывается независимо от того, есть у пациента медицинская страховка или нет. Врач экстренной медицины должен знать и уметь все, отсюда и повышенный интерес к этой профессии. Во-первых, это романтика спасения человеческой жизни, во-вторых, универсальная практика. Сегодня это одна из самых популярных специальностей. Я руковожу центром экстренной медицины в Гарвардской медицинской школе, и конкурс на последипломное обучение ежегодно составляет более 100 человек на место.
Неэффективная система
– Как универсальность врачей экстренной помощи сказывается на качестве услуг?
– Это только повышает качество оказания медицинской помощи. В середине 1970-х в США встал вопрос, как оптимизировать работу с экстренными пациентами. Система, когда больной попадает в приемный покой и ждет узкого специалиста, была признана неэффективной. Представим, что в приемном покое дежурит терапевт, и он думает, что у больного аппендицит, и вызывает хирурга, хирург думает, что это внематочная беременность, и вызывает гинеколога и так далее. Даже в НИИ Скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, насколько я знаю, процесс тот же, просто там все отделения работают в круглосуточном режиме и готовы быстро проводить сложные операции. Но все равно пациенты только в определенном отделении могут получить помощь. А ведь речь часто идет о человеческой жизни, и решения должны приниматься очень быстро. В США такого нет. Врач экстренной медицинской помощи ставит диагноз и начинает лечение сразу, ему не нужно никого ждать, переводить больного в другое отделение и так далее.
– Как осуществляется транспортировка пациентов?
– По всем штатам есть два вида транспортировки больных: на автомобилях и средствами медицинской авиации (т. е. на вертолетах и самолетах). У всех крупных больниц есть свои вертолетные площадки. Конечно, это занимает много времени, но в дороге парамедики оказывают пациенту всю возможную помощь. Когда я был в Москве, я заметил, что «скорая помощь» с включенной сиреной стоит в пробке. В США я ни разу с этим не сталкивался. Все обязаны сразу уступить дорогу, иначе можно лишиться прав. Существуют временные стандарты ожидания медиков в зависимости от категории экстренности и населенного пункта. Например, в Гарварде время прибытия медиков на вызов по инфаркту или инсульту – 4 минуты. Если «скорая помощь» все-таки опаздывает, это влечет за собой административное разбирательство.
За выезд – 600 долларов
– Как соотносится частная и государственная служба скорой помощи в США?
– Государственной скорой помощи в США не существует, в отличие от России. Практически все службы скорой помощи частные. Правда, скорая помощь может быть муниципальной. Но, например, в Бостоне муниципальная скорая помощь охватывает не более 10 % рынка. Средняя стоимость выезда кареты скорой помощи – около 600 долларов. Оплата вызова производится через страховые выплаты. Компании скорой помощи делят районы города между собой. Кареты скорой помощи не стоят на станции, они постоянно ездят улицам или останавливаются в ключевых местах, например на площадях или возле крупных учреждений. Машины стратегически расположены так, чтобы в данном радиусе быстро оказать помощь. Служба «911» направляет к пациенту ближайшую машину.