16:59

Калининградские архитекторы раскритиковали транспортную схему к ЧМ-18

  1. Новости

Санкт-Петербургский научно-проектный институт пространственного планирования "ЭНКО" разработал проект застройки Острова к Чемпионату мира по футболу 2018 года, в том числе и транспортную схему. На прошедших в начале декабря публичных слушаниях она практически не обсуждалась: жителей Острова куда больше волновала судьба гаражей и садовых участков. Однако, по мнению некоторых калининградских архитекторов, именно организация транспортного сообщения Острова с "материковой" частью города – одна из главных проблем.

Члены правления региональной организации Союза архитекторов России Ольга Мезей, Олег Васютин и Юрий Забуга обратились к городским властям с письмом, где высказали ряд замечаний относительно предлагаемых градостроительных решений и написали свое проектное решение транспортных проблем.

Что предлагают построить питерцы?

chema_piter.jpg

– Разноуровневые транспортные развязки, обеспечивающие съезды и въезды на вторую эстакаду по направлению ул. Генерала Павлова.

– Новые дороги, которые свяжут Северный обход и ул. Энергетиков, Московский проспект и улицу Емельянова.

– Третью эстакаду, ведущую через Остров.

– Кольцевую дорогу в районе улиц Черняховского – Литовский Вал – пр. Калинина – Железнодорожная.

– 4 транспортных и 6 пешеходно-транспортных мостов через Старую и Новую Преголю.

– Сеть велодорожек вдоль основных пешеходных направлений.

– Кольцевую линию трамвая, которая свяжет Южный вокзал, Остров и районы города на расстоянии 4 км от центра.

Какие возражения у калининградцев?

chema_kald.jpg

– На мой взгляд, предлагаемые решения усугубят ситуацию в городе, – считает архитектор Юрий Забуга. – Для того, чтобы построить третью эстакаду через Преголь, нужно расширять и реконструировать улицу Дзержинского, иначе 10 полос будут сливаться в одну. Кроме того, там есть железнодорожный переезд, а также придётся решать правовые вопросы, пересматривать красные линии, сносить дома, переселять людей. Это огромные затраты, да и времени остается не так уж много – каких-то пять лет.

Будет ли востребована третья эстакада?

– Сейчас новый мост пустой, – продолжает архитектор. – И именно потому, что он идет по хорде. Это проект 30-летней давности, когда машин было мало. У нас радиальная система построения города, и если магистраль идет через центр, она работает как связующая между разными концами города, а если по хорде – не работает. Это градостроительный закон, и это было предсказуемо при строительстве второй эстакады. Теперь её продублирует третья, которая так же выйдет на Дзержинского. На одну узкую улицу – две огромных дороги!

По словам Забуги, местные архитекторы решали транспортную проблему на одном из последних воркшопов, прошедших в Калининграде. И пришли к выводу: главное – замкнуть Окружную дорогу. Тогда людям не надо будет ехать через центр, через светофоры, чтобы добраться, к примеру, из Московского района в Октябрьский.

Что касается транспортных подъездов к Острову на время его застройки, то здесь калининградские специалисты предлагают проложить дорогу от Берлинского моста.

Как расширять Литовский Вал?

– Здесь несколько памятников архитектуры федерального и регионального значения, с одной стороны – Кронпринц, а с другой – бастион Грольман. Их что, будут сносить? – недоумевает Юрий Забуга. – А иначе как можно расширить эту улицу?

Как соединится стройплощадка на Острове с Окружной дорогой?

По мнению калининградских специалистов, транспортный коллапс неизбежен, ведь десятки тысяч грузовиков пойдут через Калининград. Остров придется насыпать на два метра, повезут крупногабаритные конструкции для стадиона. Как следствие – разбитые дороги и пробки по всему городу.

Острова застроят по старинке

– Снова о транспортной проблеме. Из-за чего она возникает? Не хватает поперечных и продольных улиц, – считает Юрий Забуга. – Например, вы едете от гостиницы "Калининград" по Ленинскому проспекту. Повернуть направо нигде не сможете, первый такой поворот – на Иванникова. Если вам надо именно туда, вы едете в общем потоке через площадь. Это последствия советской системы микрорайонного планирования. А как было у немцев? Возьмём улицы Леонова, Комсомольскую: там не бывает пробок, потому что через каждые 100 метров – поворот. Проектировщики Острова пошли по старому пути – там везде огромные замкнутые дворы.

Кстати, по словам Юрия Забуги, проект, предложенный питерцами, не рассматривался ни на городском, ни на областном градостроительном советах, а это нарушение существующих нормативов.

– В нашем проектном решении главное – это возможность избавить центр города от грузовиков при строительстве объектов на Острове, – подчёркивает Юрий Забуга. – Это также снимет пиковые транспортные нагрузки, когда поедут болельщики, а после ЧМ-18 город получает очень важную и необходимую радиальную связь – дорогу, соединяющую центр города и Окружную. По ней можно будет выехать из центра без препятствий за 5-10 минут. Это значительно улучшит и экологическую ситуацию в городе.