Почему там люди улыбчивые, продавцы приветливые, водители «правильные» и – самое актуальное на сегодняшний день – там улицы чистые?!
Идет такой же снег или дождь, но по дорогам передвигаться комфортно, а не так, как у нас – утопая в грязной жиже.
На днях, как раз в период снегопадов, оказалась в Берлине. В гостинице, где мы остановились, девушка на рецепции посочувствовала, мол, русским туристам не повезло с погодой, в Берлине сейчас грязно. Хотела бы я такой грязи в Калининграде! Многие берлинцы в это время года предпочитают туфли в «дуэте» с шерстяными носками или светлую замшевую обувь, не боясь ее испортить в слякоть. Они знают, что коммунальщики будут круглосуточно мыть, мести, скрести, посыпать улицы какой-то смесью, которая быстро растворяет наледи, не образуя на асфальте знакомый калининградцам грязе-песчаный коктейль. И ведь так оно и есть! Несмотря на осадки, на тротуарах порядок.
В номере я долго изучала подметки своих сапог, на которых застряла немецкая дорожная «посыпка» – она сухая, светлая, но белесых разводов на обуви не оставляет. Прямо загадка!
Настоящая метель застала нас вечером на обратном пути при подъезде к Гданьску. Ехать до Калининграда было опасно – машину заносило в сугробы. Заночевали в Польше. Хозяину гостиницы лопатой пришлось расчищать нашей машине путь к порогу. Хотя утром выглянуло солнышко, переживали за то, как выберемся из сугробов. Но оказалось, и польские коммунальщики по ночам не спят – дороги были тщательно убраны, чистые городские автобусы и скоростные трамваи беспрепятственно сновали по улицам.
До самой границы с родиной свободно ехали с разрешенной скоростью 90–100 км/час. Но сразу за пограничным шлагбаумом в Гжехотках (уже на нашей стороне) начались дорожные контрасты. Несмотря на следы песка, российская трасса была скользкой, пришлось сбросить скорость до 50–60 км/час.
Калининград встретил нас пробками, дорожным месивом и возвышающимися у обочин грязными кучами. И это на фоне рапортов градоначальников о том, что уборочной техники хватает и МУП «Чистота» трудится в поте лица. Но мы-то с вами знаем, что ежегодно зима для российских коммунальщиков – как снег на голову.
Кто-то возразит, что Россия большая, а Европа маленькая – убирать легче! Ломая голову в поисках ответа, я перебрала несколько версий: политическую, географическую, историческую и национальную. Остановилась на первой и последней. Наши градоначальники ездят в Европу и тоже видят, как там. Наверное, и мытье тротуаров с мылом наблюдают. Но нашим чиновникам то ли претит, то ли не выгодно качественно и добротно строить дороги, наводить в городе порядок и наказывать грязнуль. У них другая экономика.
Отсюда вытекает вторая причина – менталитет у нас такой, что большинство относится к грязи спокойно, стремление к чистоте в наши гены не проникло. А жаль...