Во вторник сенатор Николай Власенко вместе с председателем Облдумы Мариной Оргеевой посетил пограничный переход Мамоново-2, чтобы лично оценить пропускную способность пункта. Необходимость оперативного пропуска транспорта стала еще актуальней в связи с официальным вхождением Калининграда в список город-участников ЧМ-2018.
Больших очередей застать не удалось. Власенко прибыл на пропускной пункт к 11 утра. В этом время скопилось около десяти автомобилей, в основном польских. По словам пограничников и таможенников, пересечение российской части границы занимает несколько минут. Польские коллеги работают существенно медленнее, поэтому стоять у них приходится часами.
За сентябрь пропускной пункт Мамоново-2 пересекли 84 тысячи польских машин и только 26 тысяч российских. Аналогичные ситуации в Мамоново и Багратионовске, где поляков прошло соответственно на 193% и 257% больше.
"С нашей стороны пока ничего больше не можем сделать. Надо, чтобы поляки изменили подход к работе, - уверен начальник Пограничного управления ФСБ по Калининградской области Олег Луцких. - У них длинные перерывы на перезагрузку аппаратуры, прочие технологические перерывы. У нас в этом году перерыв вообще отменен, мы смены меняем постепенно, у нас ничего не закрывается на обед".
"Да, все что мы могли, мы и так сделали, - согласился начальник Калининградской областной таможни Александр Кочнов. - У поляков еще неполные штаты. По два человека работают на четыре полосы. Польские коллеги сообщили нам, что рассчитывают увеличить штат в будущем".
Другой проблемой являются польские "бензовозы-челноки".
"Через Багратионовский переход прошло 302 российских автобуса, а польских - 1289! На 426% больше. Но что это за автобусы? Там по два человека, в баке - две тонны бензина, - продолжил Луцких. – Фактически это бензовозы. Они стоят в очереди, будто осуществляют международное сообщение между двумя государствами. При этом забивают пункты пропуска".
Каких-либо существенных претензий к российской части границы в ходе выезда высказано не было.
"Впечатление очень позитивное. Мы увидели, что пограничные и таможенные службы также убеждены, что границы для калининградцев должны служить не барьером, а возможностью выехать в сопредельные государства, - поделился Власенко. - Мы приятно удивлены, потому что обычно сталкиваемся с тем, что наши контрольные органы часто бывают излишне жестки в принятии тех или иных решений. Руководство демонстрирует открытость и современные взгляды на пункты пропуска на границе".
Он добавил, что переговоры с поляками будут продолжены силами Комитета по международным делам Совета Федерации.
На обратном пути от границы Николай Власенко решил завернуть на недавно "прикрытую" нелегальную польскую заправку. Всего в нескольких сотнях метров от пограничников за поворотом в лесу умельцы заправляли машины прямо гаражах из стоящих рядом баков. Клиентура состояла исключительно из поляков, на аппаратах сохранились польские надписи.
"Мы сделаем запрос в транспортную и экологическую прокуратуру, в полицию и полпредство. Посмотрим, что они ответят, и потребуем принять решение. Бардак тут творится! Для маленькой Калининградской области такие вещи не могут оставаться незамеченными," - сказал Власенко.
Обнаруженная "точка" является единственной, но пограничники подозревают о существовании еще нескольких. По их словам, вереницы любителей заправиться на два рубля дешевле также способствовали росту очередей у границы - дорога-то одна.