11:04

«Калининградцы должны не только построить атомную станцию, но и работать на ней»

  1. Новости

Директор филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция Балтийской АЭС» Евгений Иванович Власенко встретился с редакторами медиагруппы «Западная пресса». Говорили о том, почему калининградцы не должны бояться появления у нас атомной станции, какой импульс развитию области даст БАЭС, и о проблеме кадрового голода.

Подъемные и беспроцентная ипотека

– Евгений Иванович, идет строительство, какие требуются кадры?

– Проектная численность персонала на два блока – 1 400 сотрудников. Сегодня в службе заказчика-застройщика на площадке работают 150 человек. На этом этапе строительства в первую очередь востребован персонал управления капитального строительства, однако уже сейчас мы приступили к формированию службы эксплуатации, это будет большая часть всего персонала будущей АЭС.

На действующей станции несколько десятков подразделений. На Балтийской АЭС энергоблоки ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), в качестве теплоносителя используется вода. Нужны химики, у нас большой химический цех, в его составе блок подготовки воды с жесткими критериями по чистоте. Есть ремонтные подразделения, лаборатории, где требуются специалисты по радиационной и ядерной безопасности.

На стройке сегодня востребованы арматурщики, бетонщики, водители экскаваторов, сварщики, ИТР со специальностью «промышленное и гражданское строительство».

– Много калининградцев работает на строительстве БАЭС?

– В дирекции строящейся атомной станции и в генеральной подрядной организации, которая ведет строительство, сегодня работает половина местных жителей. Я убежден, что калининградцы должны не только строить атомную станцию, но и работать на ней.

Главная наша задача — привлечь на атомную станцию молодежь. В этом году направили первых 9 человек (столько ребят смогли показать хорошие результаты в профильных олимпиадах и получить высокие баллы по ЕГЭ) из ближайших муниципальных образований на обучение в наши профильные вузы. Что необычно, пока интерес проявили в основном девчонки. У нас нет ограничений по количеству направлений, по крайней мере – сегодня. Надеюсь, в следующем году и парни проявят интерес к нашей работе. Главное условие для возможности получить целевое направление в вузы — высокий балл по ЕГЭ по таким предметам, как физика, математика, химия, и, конечно же, желание выпускников учиться. Учеба по спецнабору бесплатна, гарантировано общежитие, последующее трудоустройство с большим социальным пакетом и высокой заработной платой.

– Сколько нужно времени, чтобы выпускника профильного вуза допустили к работе на станции?

– После того как молодой специалист, например, инженер управления турбиной, получил высшее образование, он проходит обучение по специальности в отраслевых центрах. Потом нарабатывает опыт на действующих станциях. По нашим нормативным документам, чтобы получить самостоятельный допуск к работе, нужно не менее трех лет. Оперативный персонал с высшим образованием – главный инженер, начальники смен энергоблока, специалисты по управлению реактором должны получить еще и персональное разрешение на работу Ростехнадзора. Подготовка к самостоятельному управлению реакторной установкой занимает еще больше времени – до шести лет.

– Какие льготы и социальные гарантии готовы предоставить молодым специалистам?

– Разработана специальная программа – оплачиваем переезд к месту работы, даем подъемные, первое жилье, льготы по беспроцентной ипотеке. Первая зарплата молодого выпускника — 35 тысяч рублей.

Станция выдержит землетрясение

– На стройку доставляется много грузов, некоторые дороги на востоке области, ведущие к станции, разбиты. Будете их ремонтировать?

– Утвержденным проектом строительства станции учтены затраты на восстановление автомобильных дорог общего пользования, непосредственно задействованных на доставке материалов на площадку строительства, после окончания строительства АЭС. К слову, для обеспечения стройки и удобства жителей мы уже построили две новые автодороги. Одна — подъездная — в районе пос. Гановка. Другая связала г. Неман с пос. Маломожайское. Основной поток грузов на площадку будет осуществляться по железной дороге. На строящейся подъездной ж/д уже начата укладка рельсошпальной решетки, и в начале следующего года планируется наладить железнодорожное сообщение ст. Неман с площадкой БАЭС.

– Многие жители области боятся появления станции. Какие аргументы можете привести в пользу ее безопасности?

– Такого количества экспертиз и надзоров, которые проходит АЭС, не имеет ни один проект у нас в стране! Сегодня 24 надзорных органа осуществляют контроль над строительством атомной станции. В чем преимущество нашего проекта АЭС-2006? Проект предусматривает четыре степени безопасности. Причина аварии на японской Фукусиме – полное обесточение атомной электростанции. Землетрясение оборвало линии электропередачи, блок был выведен из строя, аварийные системы сработали, но произошло затопление цунами помещений резервных дизель-генераторов и, соответственно, их выход из эксплуатации. Отсутствие охлаждения активной зоны в свою очередь привело к образованию водорода, взрыву и разрушению энергоблоков. Если представить, что такая ситуация может произойти у нас, проектом предусмотрено автоматическое включение автономных систем безопасности охлаждения активной зоны, четырежды дублирующих друг друга, разработана уникальная аварийная система удаления водорода из гермообъема, и, наконец, есть специальное устройство локализации расплава активной зоны.

Землетрясение в Калининградской области было 4 балла, у нас рассчитано на 7 баллов. В проекте просчитана вероятность цунами, тайфуна, урагана, падения самолета. Все это выдержит Балтийская АЭС.

– Есть мнение, что проект БАЭС бесперспективный для инвестиций и возможности экспорта энергии. Так ли это?

– Главная задача БАЭС — обеспечить энергетическую безопасность Калининградской области. Основная энергетика у нас в регионе базируется на газовой трубе, которая идет через сопредельные государства, и, как вы знаете, малейшие перебои в поставках могут существенно повлиять на ТЭЦ-2, основной на сегодняшний момент источник, обеспечивающий область электрической энергией. Вслед за ней встанут промышленные предприятия и коммунальный сектор. Наличие альтернативного источника необходимо. В области после ввода АЭС будет избыток генерации, и это однозначно (по опыту всех регионов, где есть АЭС) даст импульс к развитию промышленных предприятий. Страна вступила в ВТО, будем мы дополнительно продавать электроэнергию за рубеж или нет, сегодня определяется не политическими решениями, а экономической целесообразностью. Наша станция будет конкурентоспособной на западном рынке.

Справка «СК»

Проект Балтийской АЭС считается эволюционным. Свою историю он начинает с серийного российского проекта ВВЭР 1000, по которому у нас и за рубежом построен не один десяток энергоблоков. На сегодняшний момент у проекта безаварийная наработка более 140 реактора-лет. На базе этого проекта был создан модернизированный проект с повышенными показателями безопасности, который реализован на Тяньваньской АЭС в Китае. И именно этот проект, АЭС- 91, стал референтным при разработке проекта АЭС-2006, который сегодня реализуется на площадке Балтийской АЭС.

Сдача объекта – 2016–2018 годы.

В какие институты можно поступить по целевому набору

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и его филиалы.
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.