Последние события вокруг Висагинской АЭС в очередной раз заставляют задуматься и игроков отрасли, и экспертное сообщество, - по правильному ли пути развивается ситуация, не совершает ли Литва ошибок? Об этом заявил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент Дмитрий Баранов, сообщает Центр энергетической экспертизы.
"Действительно, начиналось всё весьма оптимистично: три прибалтийские республики решили обеспечить свою энергобезопасность после остановки Игналинской АЭС и приняли решение о строительстве новой АЭС. Но затем всё пошло каким-то «особым» путём, который превратился в цепь ошибок и заблуждений. Причём, вряд ли в это есть вина Латвии и Эстонии. «Локомотивом» этого проекта была Литва и возможно, что именно это предопределило дальнейшую непростую судьбу проекта. Причём даже не лидерство самой Литвы является ошибкой, а скорее даже некоторые «метания» литовской стороны и выход на первый план именно политических факторов в вопросе строительства АЭС", - сказал он.
Сначала литовская сторона слишком долго рассматривала предложение России о сотрудничестве про проекту Балтийской АЭС, не давая какого-то однозначного ответа. Потом, когда российские предложения были отвергнуты, Литва неожиданно остановила свой выбор на реакторе «фукусимского» типа, что по меньшей мере странно. Ведь все прекрасно помнят, что происходило в атомной энергетике Европы после событий на Фукусиме. И кстати говоря, до сих пор нет ясности в том, удалось ли согласовать со странами Европы вопрос размещения на АЭС в Висагинасе реактора «фукусимского» типа, все ли вопросы безопасности урегулированы с Польшей, прошли ли общественные слушания по технологической стороне проекта, как того требовала от Белоруссии Литва и так далее.
Ну а теперь, как можно видеть, возникли разногласия с компанией GE-Hitachi. Подписание концессионного соглашения отложено, а высокопоставленный представитель концерна GE-Hitachi заявляет о том, что модель реализации Висагинской АЭС, при которой концерн должен становиться акционером проекта, не выгодна для него. Понятно, что такие события внутри проекта и такие заявления его участников вряд ли будут способствовать приходу новых инвесторов в проект. Тут уж надо смотреть, как бы другие не вышли. И, кстати говоря, первый звонок уже прозвучал. Премьер-министр Латвии ранее заявил, что его республика будет участвовать в проекте, только если это будет соответствовать её экономическим интересам. Нельзя исключать того, что сейчас и власти Эстонии могут пересмотреть своё отношение к проекту.
Собственно, такое возможно именно по экономическим мотивам. Ведь нынешнее положение экономик прибалтийских государств хоть и отличается в лучшую сторону от положения Греции и Италии, но в их бюджетах вряд ли найдутся свободные средства, которые можно будет вложить в проект ради каких-то будущих политических дивидендов. Значит, надо будет брать кредит, который придётся отдавать, а уже примерно подсчитанные экономические показатели станции вызывают сильные сомнения в её эффективности. Уже сейчас цена на электроэнергию станции является неконкурентоспособной. Расчетная стоимость – 10 евроцентов за киловатт-час в условиях, когда в регионе уже будут поставлять энергию Балтийская АЭС в Калининградской области и Белорусская АЭС. С учетом ставки по кредиту, стоимость проекта может достичь 8,5 млрд. евро, но никак не называемых сейчас 5 млрд. евро. Обратимся к примерам. В июне этого года цена электроэнергии на оптовом рынке в Литве составляла 4,5 евроцента за киловатт-час. В 2012 году на электроэнергетической бирже стран Северной Европы – Nord Pool, цена составляет 3,5-5 евроцентов за киловатт-час. То есть, экономика проекта уже сейчас серьёзно хромает. И вряд ли дальше будет лучше.
Кроме того, вызывает вопрос и то, что на станции планируется построить один энергоблок. Как и чем будут снабжаться клиенты компании во время остановки его на ремонт? Вопрос повисает в воздухе.