15:48

Поколение смертников

  1. Новости

- У вас кошмарно много ДТП, причем, часто - со смертельным исходом, - сказал мне коллега из московской редакции "Комсомолки" Валентин Кулявцев. Он две недели работал в Калининграде и имел возможность близко познакомиться с местной спецификой, в том числе и автомобильной.

- Машин много, вот и аварий много, - отвечаю.

- Все равно перебор. И я заметил, что у водителей очень агрессивная манера вождения. Подходишь к переходу - никто тебя не пропустит.

Какая прелесть! Это было интересное наблюдение. Я не стал с Валей спорить и утверждать, что у нас тут "российская Европа", что Калининград тем и славится на всю страну, что тут водители всегда пропускают пешеходов. И не только на "зебре". Я не стал в очередной раз транслировать дремучий миф, который зародился когда-то на заре 90-х. Просто потому, что свежий, как говорится "незамыленный", взгляд человека со стороны лишний раз показал, что это действительно миф, а не реальная деталь калининградской специфики. Представил себя, переходящего проезжую часть: ну да, бывает, что пропустят, а бывает, пронесутся на огромной скорости. И только брызги во все стороны.

Получается, что специфика наша если не изменилась еще полностью, то меняется. И с Валентином не поспоришь. Давайте, например, посмотрим ленту дорожных новостей за последние два дня. Заголовки не могут не радовать. "На Горького "Фольксваген" врезался в ограждение". "На эстакадном мосту столкнулись автобусы". "Байкер вытащил из горящего такси пассажира". "Пьяный угонщик на "Сеазе" врезался в школьный забор". "На Окружной в ДТП попал глава местного союза мотоциклистов с дочерью". "Пьяный и без прав на БМВ врезался в дерево". "ГИБДД ежедневно фиксирует 20 нарушений, совершенных скутеристами"… И так далее. Про статистику и говорить страшно. За полгода на дорогах области погиб 91 человек. Это практически на четверть больше, чем в прошлом году. Если такими темпами все будет продолжаться, от вымирания нас не спасет ни всплеск рождаемости, ни даже массовое переселение граждан южных республик.

Как всегда, на повестке главный вопрос: почему? На этот счет у меня есть гипотеза, но про нее - чуть ниже. Давайте по порядку. Конечно, очень много вопросов к нашим автошколам - насколько качественно они готовят будущих водителей. Подозреваю, что схема обучения проста - заплатил деньги, отработал определенное количество часов и свободен. Через неделю разбил машину и отвечают за это все кроме автошколы. Потому что автошкола свою работу сделала. Вроде как.

Есть вопросы к городским властям и касаются они качества дорог. Например, недавно на Советском проспекте такси на высокой скорости въехало в огромную лужу, автомобиль повело, и он перевернулся. Виноват, конечно, водитель - зачем разгонялся? Но виноваты и коммунальщики. Большая лужа на одной из главных магистралей Калининграда означает нешуточные проблемы с ливневкой. А это зона ответственности коммунальных служб.

Есть вопросы и к ГИБДД. Штрафы сейчас сильно увеличились, но я как-то не заметил, чтобы начали наказывать за неправильную парковку или за превышение скорости. Конечно, на каждый перекресток гаишника не поставишь, но обеспечить город достаточным количеством видеокамер, фиксирующих нарушения, - вполне выполнимая задача. Не требующая колоссальных вложений. Когда автогонщику придет счет хотя бы тысяч на десять, он задумается: а стоит ли разгоняться до 100 километров в час по улице Гагарина.

Все это, конечно, важно, все это нужно иметь в виду, но это частности. Главное зарыто внутри. Главным образом в этом апокалипсисе на дорогах виноваты сами водители. В последние лет десять у нас выросло новое поколение автолюбителей. Они с трех лет отличают БМВ от "Мерседеса", родители покупают им иномарку сразу по окончании 11-ти классов. Школу вождения они проходят быстро и не напрягаясь - экстерном. Каждый из них чувствуют себя на дороге Фернандо Алонсо - какие там пешеходы на "зебре", о чем вы? При этом порой алонсо не отдают себе отчет, что резкий поворот на скользкой дороге может привести к летальному исходу. Да, пожалуй, они и не знают про это - не было возможности и желания узнать. Так случается, когда университеты проходишь экстерном.

И вот в итоге мы сталкиваемся на дорогах с молодыми членами общества потребления, для которых понятие ответственности попросту не существует. Есть только их раздутое до вселенских масштабов "Я", и есть дорога, которой, в сущности, наплевать и на "Я", и на все остальное, включая придуманное нами общество потребления. Очень жаль только, что часто по вине безмозглых эгоцентристов гибнут невинные.

Недавно ГИБДД отчиталось, что по их предписанию в области вырублено около полутора тысяч придорожных деревьев, "последних солдат вермахта". Мера на первый взгляд разумная, но если вдуматься, - бесполезная и даже вредная, потому что уничтожает наш прусский колорит. Были роскошные липовые аллеи - стали "лысые", совершенно неинтересные трассы. В северной Польше, например, вместо того, чтобы вырубать аллеи, ограничивают на них скорость множеством знаков, яркой разметкой и камерами фиксации нарушений. Даже монтируют лежащих полицейских.

Но ладно с колоритом - живут же люди и без колорита. Но ведь горе-водители все равно найдут, куда направить свою машину. Не в тевтонскую липу, так в придорожный столб. Эффект будет один и тот же - погребальный венок в паре метров от проезжей части.