Но всегда есть мысли, которые остаются «за кадром».
Во время своего визита в Калининград в июне глава Рособрнадзора Любовь Глебова сказала: «ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь. И это не только оценка знаний, но и показатель общего состояния образования. С его помощью можно увидеть проблемы».
Как в воду смотрела. В этом году вся страна «завалила» математику: в нашей области школьники показали худший результат за последние четыре года. Неважно сдали и другую точную науку – физику.
– Низкий результат показали даже профильные классы, где упор делают как раз на подготовку по этим предметам, – прокомментировала Наталья Строганова, начальник отдела модернизации образования областного министерства образования.
Без ЕГЭ эту проблему заметить было бы сложно. Теперь ее признали – можно бороться: проверят систему подготовки, проведут дополнительное повышение квалификации учителей, подробно проанализируют, с какими именно заданиями не справились школьники, и к ним будут готовить серьезнее и т. д.
Помогает тестирование увидеть и общую картину с иностранными языками. В этом году ЕГЭ по этому предмету сдавало мало детей: английский язык – 232, немецкий – 51 (при общей цифре выпускников 4 647 человек). В прошлые годы ситуация была схожей. И тут можно бесконечно говорить, что учить языки нужно, и подготовка слабая. Но только реальная мотивация (причем как для учеников, так и для учителей) сдвинет все с места: с 2020 года для того, чтобы получить аттестат, выпускникам нужно будет сдать минимум не только по математике и русскому языку, но и по иностранному. Признаюсь честно, обсуждая эту новость со школьниками, была уверена, что они против. И удивилась, когда большая часть ребят призналась, что сдать иностранный сложно, и сейчас с такой задачей многим не справиться. Но они готовы заниматься!
Есть и еще один момент, на который обратили внимание благодаря ЕГЭ: большинство школьников готовится к тестированию с помощью дополнительных занятий.
– Когда репетитор нужен, чтобы изучить предмет глубже, для поступления, – это одно дело. А вот если его берут, чтобы просто пройти тестирование по школьной программе, – уже проблема. Я не говорю, что детей в школах не готовят. Но раз такой факт есть, значит, систему подготовки нужно корректировать, – считает глава Рособрнадзора Любовь Глебова.
И последняя мысль: про минусы новой системы образования говорят многие, а я отмечу плюсы. Модель сырая, ее нужно оттачивать. Но это уже – шаг вперед. Она приближает школу к реальности и заставляет учеников и учителей говорить на одном языке. Они вместе сидят за компьютерами, переписываются по электронке – разве такое было возможно еще лет пять назад? И учит детей ответственности. Списал на экзамене, сделал «звонок другу» – тебя удаляют с экзамена без права пересдачи. Жесткие меры, но действенные: в этому году нарушений было гораздо меньше, чем в прошлом.
Ответственности и самостоятельности будут учить и новые стандарты, ведь скоро можно будет самому выбрать предметы в старших классах. Решать, что изучать глубже, а по каким направлениям достаточно минимума.
Как сказал министр образования Дмитрий Ливанов: «Не нужно бояться изменений. Это не всегда просто, но необходимо. Важно – вовремя остановиться».