Напрямую это около 200 километров. Путешествие из Гданьска до Калининграда на автомобиле (или, как мы в Польше предпочитаем говорить, до Крулевца) может занять два с половиной часа, то есть меньше, чем до Варшавы. И всё-таки Калининградская область представляется нам экзотическим, малоизвестным краем. В годы СССР область превратили в гигантский балтийский авианосец. И этот образ закрытой военной зоны существует у поляков до сих пор.
"Образ Калининграда как милитаризованной, закрытой зоны – это уже неправильный образ, – убеждает меня, однако, Игорь Вдовин, председатель Национального Агентства прямых инвестиций. – Такую картину может запомнить только тот, кто проезжает по этой территории. Но, проезжая через другие города мира, тоже можно составить неправильное впечатление. Путешествие – это одно, а действительность – совсем другое".
Как представитель Агенства, Игорь Вдовин ездит по миру, чтобы рассказать об инвестиционных возможностях Калининградской области. После распада Советского Союза и после того, как область оказалась отделенной границами Литвы, именно бизнес с участием иностранного капитала должен стать шансом для развития анклава. Но, чтобы привлечь мировой бизнес, надо изменить имидж города.
Во времена СССР Кёнигсберг был не только милитаризован, но и варварски разорён. Разрушение началось уже в августе 1944 г., когда британцы отправили на Кёнигсберг свои бобмардировщики. На город было сброшено более 300 тонн фугасных и зажигательных бомб. Остальное довершила Красная Армия во время штурма Кенигберга. Но военные разрушения – это еще не все. После 1945 года началась плановая советизация древнего Кёнигсберга. Город перекрестили в Калининград, в честь Михаила Калинина, близкого соратника Сталина. Всё, что напоминало о прусском прошлом города, его великолепной культуре, планомерно уничтожалось. В 1965 году взлетели на воздух остатки того, что когда-то было кёнигсбергским замком. Символом советизации города явялется построенный в центре Дом советов, скверная огромная постройка, по этажам которой сегодня гуляет ветер. Наполненные когда-то жизнью улицы старого города – это теперь часто заросшие травой, неухоженные места. "20 гектаров в центре города", - качает головой калининградский архитектор Артур Сарниц.
Артур Сарниц почти 10 лет продвигает в Калининграде идею реконструкции исторического центра. Вместе со своими сотрудниками собирает архив документации, демонстрирующей вид старого города, создает визуализации архитектурных проектов, напоминающих древнюю застройку. "Вначале это всё напоминало прекрасный сон, – рассказывает он. – Но сегодня это начинает меняться".
Ноябрь 2011 года, президент Медведев встречается с представителями Калининградской области. Журналист "Комсомольской правды в Калининграде" в какой-то момент говорит о том, как разрушаются в городе памятники его немецкого прошлого. "Я также смотрю на это с сожалением, – отвечает президент России и добавляет: – Я говорил на эту тему с вашим губернатором. Считаю, что следует сохранять артефакты минувшего, в том числе настоящего периода".
В лице калининградского губернатора Николая Цуканова мышление такого типа имеет своего союзника. В программе местного телевидения, которую можно посмотреть в Интернете, он без какого бы то ни было сомнения говорит о европейском духе Калининграда и о значении, которое имеет для города его прошлое. Какое-то время назад и подумать было нельзя, чтобы такие слова прозвучали из уст представителя российской администрации высокого уровня.
Изменения, происходящие в российском представлении о Калининграде, заметны по недавним решениям федеральных властей. Только что премьер Путин назначил губернатора Цуканова полномочным представителем по связям с Польшей и властями её северо-восточных воеводств, что, безусловно, означает, что калининградский губернатор сможет вести переговоры и принимать решения, минуя федеральную власть. В самом конце минувшего года президент Медведев принял решение об исключении из списка предприятий, управляемых на федеральном уровне, Калининградского янтарного комбината. Это – начало создания в области "янтарного кластера" (Позже глава Счетной палаты Сергей Степашин в ходе визита в Калининград заявил, что Янтарный комбинат останется в списке стратегических. - "Клопс.Ru"). Очередной шаг в попытках переделать прежний балтийский авианосец в балтийский Гонконг. В этом процессе согласие на восстановление исторического характера города, который часто выполнял роль моста между Россией и Европой, имеет немаловажное значение.
В Гданьске мало кто знает, что уже несколько лет назад мы включились в реализацию идеи реконструкции исторического характера Калининграда. Этим занимаются учёные Гданьского политехнического университета (Politechnika Gdańska)и гданьский маршан (торговец произведениями искусства – прим. переводчика) Мирослав Зейдлер, который хотел бы соединить возвращение к традициям Кёнигсберга с восстановлением Collegium Albertinum – кёнигсбергского университета с замечательными традициями. Collegium должен был бы стать университетом на уровне вузов XXI века, местом встречи учёных из Европы и России. Вторая идея Мирослава Зейдлера представляется ещё более захватывающей. "Я думаю о том, чтобы в восстановленном кёнигсбергском замке создать постоянную выставку произведений искусства, которые в результате второй мировой войны попали на территорию тогдашнего Советского Союза, а сегодня обычно находятся в музейных запасниках", - говорит Мирослав Зейдлер. По оценкам профессора Юлиуша Хростицкого, заведующего кафедрой истории современного мирового и польского искусства Варшавского университета, таких объектов в России может быть даже до 100 тысяч. "Самых ценных будет несколько сотен, - делает оговорку профессор. – Остальное – это, например, монеты или доспехи. Лучше всего, чтобы их нам вернули, но этого можно ждать бесконечно. Поэтому, может быть, было бы хорошо, если бы можно было посмотреть на них в Калининграде? В конце концов, это не так уж далеко".
После подписания договора о местном приграничном передвижении между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши наше мышление об открывающихся возможностях, наверное, ничем не отличается от мышления, которое с той стороны показал экономист Алексей Игнатьев. На портале rugrad.eu он написал, что калининградцы теперь будут чаще ездить в Польшу за покупками и на отдых, а поляки будут приезжать в область за сигаретами и бензином. Подготовленный Гданьским политехническим университетом проект, связанный с изучением ревитализации разрушенных исторических мест старых центров Гданьска и Калининграда, показывает, что об этом открывающемся соседстве можно думать совсем иначе, в масштабе XXI века. Этот проект уже с 2010 г. ожидает соей очереди на рассмотрение в рамках Программы европейского трансграничного сотрудничества Литва – Польша – Россия 2007-2013. В декабре прошлого года состоялась встреча экспертов, анализирующих проектные заявки, но она закончилась без каких бы то ни было решений. "До момента выбора проектов Совместным мониторинговым комитетом Программы невозможно предоставление информации об оценке конкретного проекта", - объясняет ситуацию Рафал Балинский, сотрудник департамента территориального сотрудничества Министерства регионального развития.
"Польская сторона во всем этом мероприятии для нас самая главная, - заявляет Артур Сарниц. - В планируемой нами реконструкции Кёнигсберга мы бы хотели использовать гданьский опыт. В прошлом Кёнигсберг и Гданьск всегда были связаны и поддерживали друг друга. Сегодня мы бы могли строить одну культурную, туристическую и деловую систему".
Ярослав Залесинский, газета "Балтийский дневник", Польша.