При имени Михаила Максимовича Цуканова многие калининградские чиновники меняются в лице: пронял он их до печёнок. Хоть и сам из числа "бюрократов": в 1987–96-х годах руководил городским транспортным отделом. Потом ушёл в общественники и несколько лет возглавлял КРАС – Калининградский региональный автотранспортный союз, защищавший интересы автоперевозчиков. Опыт в транспортной сфере – колоссальный: от советского горкомхоза до современных реалий.
Из-за своей принципиальности и дотошности 74-летний полковник в отставке, бывший армейский политрук Цуканов нажил немало врагов. В 2009 году его дважды избили в подъезде. Кто, почему – на эти вопросы следствие так и не ответило. А сам Михаил Максимович уверен: били за то, что совался в сложные вопросы.
Игра без правил
На потуги нынешней власти навести порядок в транспортном вопросе Михаил Максимович смотрит скептически:
– Дорожное движение подчиняется не чиновникам, а правилам. А правил нет. Вернее, на федеральном уровне они вышли, а региональные так и не разработали. Я много раз говорил об этом Рольбинову (министр развития инфраструктуры – Ред.), результат – ноль. А ведь они регулируют всё до мелочей. Вплоть до того, какого размера должны быть трафареты на лобовом стекле автобуса или трамвая.
– А почему не торопятся с правилами, как вы думаете?
– Да кому это надо? Когда в облдуме рассматривали проект закона "О пассажирских перевозках", я очень просил привлечь меня к обсуждению. Ни разу не позвали. Меня – человека, который знает, который выстрадал этот вопрос. Вот, видите, сколько вопросительных знаков я поставил в этом документе? Это всё то, что никак не вяжется с законом и со здравым смыслом.
Я ставил вопрос, чтобы конкурсную документацию утверждал губернатор. Не может её каждый раз разрабатывать какое-то агентство или департамент. Ведь не исключено, что их сотрудники могут преследовать свои корыстные личные цели. Затверди документ – и всё, никто не сможет ничего "протащить". Но ни одного чиновника я не смог в этом убедить.
Депутаты-бизнесмены
– Михаил Максимович, у нас столько жалоб на "БалтАвтоЛайн". И нарушений в его работе полно. А директору – депутату окружного совета Сергею Донских всё нипочём.
– А зачем ему беспокоиться о каких-то пассажирах? У многих наших автоперевозчиков и машин-то своих нет. Владельцы автобусов, работающих под известными "брендами", просто отстегивают директорам предприятий за то, что те предоставляют возможность работать. 20 тысяч с каждой машины, допустим. Если у тебя 100 автобусов, умножаем сто на 20 000 – и получаем миллионы.
Когда выкурили муниципальное предприятие ПАТП, и Донских занял его территорию, в его распоряжении оказалась и заправка.
– Кстати, а как "съели" муниципальное предприятие?
– Лапин и Ярошук к этому руки приложили. А предприятие было солидное. Даже в самые бедные времена у него была мощная база.
В позапрошлом году я принёс Лапину протокол совещания, которое проводил на Урале Путин. Он тогда сказал: правительство готово рассмотреть возможность закупить для каждого областного центра по 100 автобусов марки ЛИАЗ. 100 штук стоили 330 миллионов, 110 из них платит муниципалитет, остальное – федеральный бюджет.
– Чтобы транспорт был муниципальным?
– Да! Я прибежал к Лапину с этой идеей. Вот, говорю, реальная возможность. Давайте закупим 100 автобусов. "На сколько лет их хватит?" – спрашивает. Три-пять по нашим дорогам, говорю. Но ведь это будет муниципальное предприятие, и платите-то всего третью часть. …Лапина я не убедил. После этого пошла активная работа по выживанию ПАТП.
– Вы тут усматриваете коррупционную составляющую?
– Конечно. Тут ничего не делается без коррупции. Ничего! Вспомните начальника департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности областного правительства Гренца. Хороший человек, но и тот не удержался от соблазна. Свои личные машины в "КёнигТрансАвто" сдал в аренду жене Элле Гренц. Его вынудили уволиться из правительства. Я лично ходил к прокурору области, писал президенту.
– А вспомнить "КёнигАвто" – это ведь детище другого депутата, Михаила Дударева?
– Он и сейчас там, но за ним остались только международные перевозки. А в 2007 году депутату Дудареву принадлежала половина маршрутной сети – 146 маршрутов. И бился он за них любыми методами.
Однажды и у него отобрали приличный кусок. Тогда замначальника дорожного департамента был Игорь Кухта, он приехал к нам из Москвы. Собрал перевозчиков и сказал: "Мы часть маршрутов у "КёнигАвто" забираем, и я готов их между вами распределить". Оказалось, что часть маршрутов "уже забрали". Кто? Донских! Кухта "забыл" выставить на конкурс несколько маршрутов. Я собрал своих и спросил: "Будем бороться?" Перевозчики решили – будем. В конце-концов маршруты у Донских отобрали и на конкурс выставили.
"Посмотри на свои дричипоты"
– Давайте посмотрим на проблему с точки зрения пассажира. Автобусы старые, грязные. Пыхтят, еле едут. Как с этим быть?
– Среди всех перевозчиков только 3-4 могут так называться, с моей точки зрения. Они развивают базу, вкладываются в покупку новых машин. Это не нравится конкурентам. Взять "ЗеленоградскТранс" – машины у них неплохие. Так перед Новым годом сожгли сразу три, прямо в парке.
– Конкуренты?
– Конечно. А есть такие перевозчики, которые работают более 10 лет, а подвижной состав не обновляют.
– Да, люди нам часто жалуются на "Анюй", "ВестЛайн", "БалтАвтоЛайн".
– Да. Я директору одному из этих предприятий сказал недавно: "Посмотри на свои дричипоты. Засаленные сидения, без перчатки побрезгуешь взяться за чехол"…
– Неужели у властей нет механизма, чтобы прекратить это безобразие?
– Ну что вы, в самом деле? Есть, конечно. Но кто ж удержится, если живые деньги несут?
У нас это в традиции. Помню 1996 год. В трамвайно-троллейбусном управлении была небольшая территория, её заасфальтировали, опоры сняли и сделали платную автостоянку. За эту стоянку два руководителя получили в подарок от бизнесменов по иномарке. Я тогда был начальником транспортного отдела, мне сразу доложили об этом.
Так что же делать?
– Михаил Максимович, какие ошибки, на ваш взгляд, допускают власти при решении транспортных вопросов?
– Нет постоянной маршрутной сети. Сначала маршруты выставляют на конкурс, а потом добавляют новые. То Владимир Алексеевич Савенко придёт, то Донских – всем нужны маршруты, как не дать? Уже очень давно не проводилась инвентаризация маршрутной сети Калининграда.
Помню, когда я пришёл в городской транспортный отдел, начальник дал мне задание: за месяц объехать все маршруты. На линию тогда выходили 130 трамвайных вагонов, 110 троллейбусов и порядка 160 автобусов. Каждый день я садился на автобус или трамвай и ехал от кольца до кольца. Записывал, есть ли павильоны, заездные карманы. Знал все выбоины, все светофоры. Собрал бесценную информацию.
– А что вы думаете про городской трамвай?
– Я уверен, что трамваев в Калининграде не будет. Обслуживание путей крайне дорогостоящее, а трамвайные пути быстро изнашиваются. А вот троллейбусный парк надо расширять. И развивать сеть. Троллейбус может заменить почти все автобусы. Я предлагал директору ТТУ Анатолию Мухомору продлить троллейбус до садов, почти до Окружной дороги. Закольцевать там и на Сельму пустить 3-4 маршрута, в перспективный район. Конечно, надо сеть тянуть. Но это проще, чем класть рельсы.
– А что скажете про новую эстакаду?
– Я не специалист в этом вопросе. Но заметил, что очень маленький и крутой спуск и подъём с Московского проспекта. Когда будет гололёд, там ведь все юзом пойдут.
Напоследок – интересный факт, который вспомнил Михаил Максимович:
первый частный автобус вышел на улицы Калининграда 19 июля 1991 года. Это был ПАЗ-672, принадлежавший армянину Оруджиеву Раиб Иса-Оглы. Он сам был за рулём, жена Тамила – кондуктор, с ними ездил их грудной сын.