В Калининграде разрабатывается новая комплексная схема дорожного движения (КСОД). Исполнитель, компания "БалтСтрой", привлекла к работе белорусских специалистов. Результат не устроил ни чиновников, ни специалистов, рецензировавших работу. Схема вернулась на доработку.
Тем временем калининградцы присылают свои предложения по тому, как разгрузить городские улицы. Сбором этих предложений занимается редакция газеты "Вечерний трамвай" (тел. 616-848, tramway@westpress.ru). Все они будут переданы в городскую администрацию.
Ул. Суворова – Транспортная
Калининградка Елена Барабан рассказала, что приблизительно с 16:40 на ул. Транспортной начинаются пробки. Связано это с тем, что "длинный" зелёный сигнал светофора предназначен для транспорта, следующего по Суворова.
– А машин там в это время немного, – говорит Елена Петровна. – Совсем другое дело – Транспортная. В той стороне много предприятий, люди возвращаются с работы и не успевают повернуть на Суворова. Образуется пробка. Поэтому надо переключать светофор на перекрестке в режим ожидания пораньше.
Продлить улицу Горького?
– Я слышал, что при немцах нынешняя улица Горького шла вплоть до ул. Соммера и заканчивалась там, где сейчас стоит танк, – говорит Валерий Соколов. – Вот и надо её продлить. Это значительно разгрузит перекрёсток с Черняховского.
Валерий Соколов предлагает также открыть проезд по Соммера к Ленинскому проспекту, убрав при этом "Янтарную шкатулку".
Остановка у "ликёрки"
Валерий Прохоренко предлагает перенести остановку общественного транспорта на площади Василевского, у бывшего ликёро-водочного завода на другую сторону площади.
– Сейчас автобусы и "микрики", идущие с Черняховского на Невского, останавливаются у "ликёрки", а потом начинают перестраиваться в крайний левый ряд, – говорит Валерий Михайлович. – Это создаёт массу неудобств. К тому же из-за крутого поворота вообще не видно дорожную ситуацию.
И снова об остановках
Валерия Самойлова возмущает, кто придумал устраивать остановки общественного транспорта в непосредственной близости от перекрёстков:
– Возьмём угол двух проспектов – Ленинского и Калинина. Надо перенести остановку к Дому искусств, напротив "Ольштына".
По мнению Самойлова, одна из самых непродуманных остановок – трамвайная на Советском проспекте:
– Для машин горит зелёный свет, они начинают пересекать Нарвскую, и тут останавливается трамвай. Пока пропускают пассажиров, зелёный загорается для тех, кто едет с Нарвской. В результате – затор.
Тротуар в… жилом доме?
Совершенно неожиданное решение предлагает Геннадий Савкин. Речь идёт о весьма напряжённом перекрёстке Московский проспект – Литовский Вал.
С его точки зрения, можно расширить участок проспекта и со стороны ворот, и со стороны дома напротив:
– При этом тротуары надо пропустить внутри зданий. С воротами проблем нет, а вот в жилом доме придется освободить часть квартир и сделать галерею. А людям дать другое жилье. Дорого? Но ведь это общегородская проблема, надо потратиться.
Геннадий также считает, что можно расширить участок Литовского Вала до Королевских ворот по правой от проспекта стороне.
Что думают учёные?
Профессор кафедры Транспортного факультета БГАРФ Валерий Щеглов также прислал письмо в редакцию:
– По нашим данным, число автомобилей в городе подошло к 500 единиц на 1000 жителей. Это близко к Москве, городам Европы. Дорожная сеть в городе построена по радиальной схеме (все девять основных магистральных въездов в город сходятся на площади Победы), есть узкие места в виде мостов через р. Преголя. Большая Окружная дорога не имеет сплошного кольца, там тоже есть узкие места, образуются пробки. Пропускная способность основных въездных магистралей в часы пик не соответствует транспортному потоку. Особую озабоченность в перспективе вызовут трёхполосная ул. Дзержинского, выезд на Советский проспект со стороны Сельмы.
Изменить схему дорожной сети нереально. Но можно оптимизировать.
Увеличить пропускную способность магистралей возможно за счёт увеличения средней скорости движения.
Наши расчёты показывают, что при скорости 35-38 км/ч пробок не будет. Сейчас в часы пик она менее 30 км/ч, для общественного пассажирского транспорта – менее 15 км/ч, у маршруток – 20-22 км/ч. Транспортные потоки работают нормально в том случае, если скорости участников движения примерно равны.
Поднять среднюю скорость больших пассажирских автобусов до 25-27 км/ч возможно за счёт оптимизации остановочных пунктов, устройства "карманов", выделенных полос А, устранения дублирующих маршрутов, оптимизации графика движения. Часть автобусов в историческую часть города заходить не должны. Их задача – подвоз пассажиров с окраин к центру. Как, впрочем, и маршруток.
Необходимо также разработать математическую модель оптимизации транспортного движения с привлечением специалистов, имеющих успешный опыт решения таких задач. На первом этапе потребуется обоснованное и взвешенное техническое задание.