В конце 2011 года белорусские разработчики наконец доработали долгожданную схему организации дорожного движения в Калининграде (КСОД). Городская администрация едва не рассталась с 5,5 млн. бюджетных рублей – именно столько запросила за свою работу компания "БалтикСтрой".
Объёмистый труд одобрили руководитель агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию области Александр Башин и начальник УГИБДД Юрий Казаков. До конца Нового года оставалась пара-тройка дней. Собери разработчики ещё несколько подписей – и миллионы в кармане.
Однако не все чиновники были готовы "подмахнуть" весьма спорный документ. К примеру, проявила принципиальность руководитель Службы заказчика Елена Иванова. "Чтобы я это подписала?" – возмущалась Елена Юрьевна.
И тут руководству города поступило заключение сотрудников БФУ имени Канта, которые без обиняков заявили: то, что предложили разработчики КСОД, не соответствует техзаданию.
"Недостатки работы носят принципиальный характер и не могут быть устранены её корректировкой", – писали учёные.
Копию заключения получила и редакция "Вечернего трамвая". Мы встретились с её авторами и тут же стали звонить в городской отдел организации дорожного движения и Службу заказчика. Ни тут, ни там ничего не знали о заключении БФУ имени Канта. И почему важная информация не доходит до ответственных исполнителей?
На дворе было 28 декабря, и судьба пяти миллионов висела на волоске. Собери "БалтикСтрой" пару-тройку подписей – и город получил бы дорогостоящую разработку, которая не принесла бы горожанам ни малейшей пользы.
Немного истории
Движение транспорта в Калининграде организовано плохо. Думаю, с этим никто не будет спорить. Пробки, заторы, стихийные парковки, неразбериха на остановках общественного транспорта – всё это хорошо нам знакомо. Попытки как-то организовать "броуновское движение" и по сей день не увенчались успехом. Поэтому городские власти решили потратиться, объявили конкурс на разработку КСОД и назвали сумму контракта – 7 миллионов рублей.
Компания "БалтикСтрой" предложила за свои услуги около 5,5 млн. и торги выиграла. Однако к работе компания привлекла не местных, а белорусских специалистов. Оттого итоговый отчёт изобилует белорусскими реалиями и методиками, а проблемы Калининграда в нём отражены весьма приблизительно.
Что думают специалисты?
Работу анализировали учёные БФУ имени Канта доктор технических наук Сергей Корягин, кандидаты технических наук Сергей Буйлов и Николай Харитошкин. Они оценивали работу белорусских специалистов с точки зрения соответствия техническому заданию и эффективности предлагаемых мероприятий.
"…проведение такого обследования только продекларировано. Приведён пример по двум участкам одной улицы. Нет данных по интенсивности, составу, неравномерности движения. Приведённое в примере количество торможений скорее характеризует стиль вождения, чем параметры транспортного потока. Данные не рассмотрены с учётом колебаний по времени суток и дням недели, сезонному фактору. Вызывает серьёзные сомнения методика обследования, изложенная авторами при рассмотрении отчёта в горадминистрации", – пишут калининградские ученые в своем заключении.
Газета "Вечерний трамвай" задала несколько вопросов.
ВТ: Сбор информации о транспортных потоках и их использование – что это подразумевает?
Сергей Буйлов: – Есть уже сложившаяся последовательность действий. Определить потребности – опросить несколько тысяч человек и эти данные обработать, чтобы можно было сказать, что, допустим, из района №5 в район №12 едет столько-то человек. На этой основе строится компьютерная модель. Для этого существует несколько готовых коммерческих программ, есть и отечественная. Даже, если бюджет работы не позволял приобрести такую программу, то для конкретной задачи, если не заморачиваться видеоэффектами, такую работу можно сделать за месяц. Потом эти данные корректируется, происходит т.н. калибровка модели. А затем мы смотрим, что будет, если что-то поменять на конкретной улице? Как перераспределятся потоки, насколько будет меньше или больше машин, увеличится скорость или упадёт. А в этой работе никаких расчётов – всё "пальцем в небо".
ВТ: Работа солидная, увесистая. При первом приближении производит впечатление своей "научностью". Вон тут сколько всего…
Сергей Буйлов: – Исполнители работы города не знают, делают всё умозрительно. Пару дней поездить по городу – это мало что значит. Видимо, поэтому им пришлось использовать карты и фотографии из Интернета, какие-то непонятные графики, внутренние белорусские стандарты, схемы из учебников… Налили воды, грубо говоря.
Учёные БФУ имени Канта – доктор технических наук Сергей Корягин, кандидаты технических наук Сергей Буйлов и Николай Харитошкин – более детально рассказали о некоторых чисто калининградских дорожных проблемах.
Московский проспект – Литовский Вал
Здесь запросто можно попасть в пробку перед светофором. Разработчики КСОД предлагают запретить левый поворот с Московского проспекта на Литовский Вал.
"Наши автомобилисты без труда поймут нереалистичность идеи, – говорит декан факультета сервиса БФУ им. Канта Сергей Корягин. – При существующей плотности транспортного потока даже не в "час пик" на участке Московского проспекта от ул. Ялтинской до Литовского вала разворот транспорта будет затруднён. Это приведёт к затору на третьей полосе в направлении к ул. Ялтинской. Машинам, следующим на Литовский Вал, придётся пересечь две полосы прямолинейного движения – "рубить поток" на жаргоне автомобилистов".
Остановка у "Ромашки"
Здесь вечные заторы из автобусов и "микриков". Как рассказал преподаватель БФУ Сергей Буйлов, недавно на факультет сервиса поступила заявка областных властей. Они попросили собрать материал по двум остановкам автобусов, одна из них – у гостиницы "Калининград".
"Решали вопрос, мешают там междугородние автобусы или нет, – рассказал Сергей Владимирович. – Мы подключили студентов и сделали подробный отчёт. На мой взгляд, надо разделять остановки. От "Ромашки", где вечное столпотворение, часть автобусов идёт к площади Победы, другая – к "Маяку". Ну и разнесите эти два потока! Одни пусть останавливаются в одном месте, другие – на некотором расстоянии от первых".
"Зелёная волна" на ул. Черняховского
Одно время здесь висели табло. Они показывали скорость, с которой якобы надо двигаться, чтобы попасть на зелёный свет. Но попробуйте ехать по Черняховского со скоростью 50 км в час! Так называемая "зелёная волна" оказалась хилой и "покататься" на ней толком не удалось.
"Если помните, лет пять назад в Калининграде уже была установлена (опять же белорусскими специалистами!) система, которая, по уверению г-на Казакова Ю.Д. и иже с ним, должна была устранить вечные пробки в районе Центрального рынка. Были установлены табло с рекомендуемой скоростью движения для автомобилей. До сих пор эти никому не нужные, не работающие табло висят на столбах, – написал читатель "Вечернего трамвая". – Насколько я помню, туда было затрачено тоже несколько миллионов бюджетных денег (а именно 36 млн! – Ред.)".
Водитель с 35-летним стажем Валерий Самойлов, позвонивший в редакцию, считает, что разгрузить улицу Черняховского можно:
"Возьмём угол Черняховского – Горького. Здесь вечный затор из-за того, что остановки общественного транспорта находятся слишком близко к перекрёстку. Надо перенести остановку к ГАИ. И ещё я предлагаю отрегулировать здесь светофоры таким образом, чтобы красный и зелёный свет включался для пешеходов одновременно по всем направлениям. Так принято в Европе, и это разумно. У нас получается так: машинам дали "зелёный", они начали поворачивать и тут же остановились, пропуская пешеходов. И снова пробка!