- Михаил Анатольевич, вокруг вашего назначения ходит много разговоров – чуть ли вы не сами, будучи министром культуры, переводом назначили себя в театр?
- Не нужно искать черную кошку в темной комнате. В 2008 году Евгений Марчелли выиграл конкурс на должность худрука, но если вы помните, во время заседания конкурсной комиссии губернатор Боос спросил: "Кто будет отвечать, если Марчелли вдруг захочет покинуть Калининград". (Режиссер уже покидал по собственной инициативе пост руководителя драмтаетра в 1999 году – авт). Я сказал, что отвечать буду сам должностью министра. И когда Женя в августе 2010 года сказал, что окончательно решил уйти в свободный творческий полет (а я считаю, что это вполне нормально для людей с творческим мироощущением), я принял решение в соответствии со своей мерой ответственности.
- То есть, не смена губернатора повлияла на ваше решение?
- Заявление об увольнении я написал именно из-за ухода Жени (7 сентября, а о своем уходе Марчелли сообщил СМИ 17 августа, на следующий день, после того как стало известно, что Георгий Боос не попал в списки кандидатов в губернаторы - авт). Никаких "переводов" на другое место работы не было, могу даже показать трудовую книжку (показывает свою "трудовую", в которой написано, что договор расторгнут по соглашению сторон — авт.)
- Вы не сожалеете, что так получилось с Евгением Марчелли?
- Сожалею. Кстати, после того, как я написал заявление об увольнении, я позвонил Жене и спросил, а как бы ты отнесся к моему решению работать в театре руководителем. Он сказал, что это достойное решение. Более того, мне показалось, если бы нам с ним довелось работать вдвоем, получилось бы неплохо.
- Как вы попали на должность худрука?
- Написал резюме, программу развития театра, бизнес-план на 45 листов. Все это было рассмотрено в министерстве культуры области, минкульте РФ. В конечном итоге я встретился с новым министром культуры Светланой Кондратьевой и губернатором Николаем Цукановым, и 21 октября состоялось мое назначение. Я чувствую высочайшую ответственность, чтобы за наш театр не было стыдно.
- Принято считать, что худрук – режиссер с известным именем…
- Худрук — это руководитель театра, главное лицо, которое определяет структуру, штаты, фонд оплаты труда, он отвечает за все, что происходит в театре. Вовсе не обязательно художественный руководитель должен быть режиссером, который ставит спектакли. Например, Валерий Лысенко — художественный руководитель музыкального театра на Бассейной, спектакли не ставит. Конечно, идеально, чтобы в одном лице худрука сочетались все профессии. Но сегодня в условиях дефицита режиссеров на первый план выходит задача, когда худрук должен соединить режиссеров, актеров и зрителя.
- Получается, что областной театр станет площадкой для разных режиссеров?
- Да. Более того, театр становится не только площадкой, но и механизмом для реализации всевозможных театральных проектов. Здесь все будет иметь значение, в том числе количество зрителей, приходящих на спектакли, потому что театр – автономное учреждение, заработки зависят от числа заполненных зрительных мест. Необходимо, чтобы свои работы в театре ставили местные режиссеры (причем не важно, работают они в театре или нет). К сожалению, их очень мало, почти нет, поэтому есть другие пути – заключать договоры на постановки с ведущими мастерами сцены. Еще один путь – раскрутка молодых режиссеров-выпускников ГИТИСа, кроме того, есть еще экспериментальная «Творческая лаборатория» - проект Евгения Марчелли, который будет продолжаться.
- Где будете брать деньги на приглашение мастеров сцены? Их гонорары составляют сотни тысяч рублей.
- Зарабатывать. Знаете, мы не пойдем на улицу с протянутой рукой. Сколько заработаем, на столько и будем рассчитывать. Конечно мы надеемся и на поддержку руководства области. Из разговора с Николаем Цукановым я понял, что он с большим уважением относится к театру. Кроме того, президент сказал, что региональные власти, в том числе будут оцениваться по работе театров - все это дает нам надежду. Ну и самим нужно делать хорошие спектакли, выгодно их продавать, создавать имидж театра и актеров. Люди десять лет ходят на тот же «Номер 13», значит, они хотят бывать в театре, и мы социально ответственны за наш репертуар. Нужно проводить мониторинг, спрашивать у людей, что они хотят видеть на сцене. Будем выстраивать всю маркетинговую работу, информационные технологии, создавать свой сайт.
- Ваш приход в театр связан со скандалом – вы отказались снять на один день комедию "Номер 13", чтобы вместо нее показать экспертам театральной премии "Золотая Маска" постановку «Двенадцатая ночь». А ведь спектакль Марчелли практически попадал в номинанты «Маски»…
- Участие театра в таком престижном фестивале было бы очень важным событием. Но, на мой взгляд, все, от кого зависело участие театра в этом фестивале, не смогли грамотно выстроить организационную работу. Директорам Тильзит-театра, который также заявлялся на «Маску», и областного драмтеатра элементарно нужно было согласовать по телефону сроки приезда экспертов из Москвы! Ведь они могли приехать в любое время, театр мог предложить им посмотреть постановку в любой день на выбор. Нужно было согласовать все это с актером Виталием Кищенко, который большую часть времени сейчас на съемках в Москве, двумя исполнительницами-мимами из Санкт-Петербурга. На мой взгляд, Женя Марчелли должен был поставить обо всем этом в известность Михаила Салеса, который исполнял обязанности руководителя театра. Но этого не было сделано.
- Михаил Салес не знал о возможном приезде экспертов фестиваля?
- К сожалению, Михаил Абрамович узнал обо всем в последний момент. Без него кто-то договорился о конкретном дне. Ведь «Маска» даже не выходила на областное министерство культуры, в котором, кстати, шла смена руководства (Михаил Андреев уже уволился из министров, на новую должность еще не заступил — авт.). Салес узнал о том, что срочно необходимо показать «Двенадцатую ночь» не от Марчелли и не от «Маски», а от директора «Тильзит-театра». Все получилось без писем, уведомлений, предложений. Сумбур полный. И в этих условиях, похожих на вакханалию, перед Салесом стоял вопрос, что нужно снимать два спектакля, на которые уже продано 400 и 500 билетов соответственно! «Двенадцатая ночь» не стоит в репертуаре, долго не игралась. Поэтому обязательно нужно было отрепетировать, при этом актерам и режиссеру постановки нужно было быть на месте. Хотя бы один день нужен был для решения сценографических вопросов — тот же бассейн сделать у сцены, гравий привезти рассыпать. К тому же исполнительница одной из главный ролей Диана Горбунова буквально за десять дней до предполагаемого просмотра родила ребенка, была кормящей мамой. А ей в спектакле нужно было прыгать в бассейн, возникали вопросы, не повредит ли это ее здоровью? Я узнал обо всем этом в тот день, когда был назначен руководителем театра, - за два дня до приезда экспертов.
- Возникает вопрос, может быть новому руководству театра не очень хочется видеть на «Маске» спектакль Марчелли?
- Я вам скажу так: никаких палок в колеса спектаклю Евгения Марчелли я не увидел. В результате отсутствия нормального менеджмента пострадал театр и актеры, которые готовы были сыграть спектакль. Причем если уж быть откровенными, я вызвал артистов на разговор по этому поводу. Люди по-разному отнеслись к этой ситуации. У большинства были большие сомнения, что нужно было сделать что-то в течение двух дней. Более того, я говорил затем с представителями «Маски», и они готовы была приехать в любой другой день. Но оказалось, что в ноябре ни Женя Марчелли, ни девочки из Питера, ни Виталий Кищенко не нашли время в своем графике, чтобы выбраться в Калининград и показать спектакль.
Досье «СК»
Михаил Андреев родился 7 октября 1959 г. в Калининграде, закончил истфак МГУ им. Ломоносова. Работал старшим пионервожатым средней школы №31 Калининграда, завотделом обкома ВЛКСМ, депутатом городской думы, директором городского Дворца детского творчества. В 2002 году назначент начальником управления культуры администрации области, в 2006 — областным министром культуры. С октября 2010 года возглавляет областной драмтеатр. Имеет звание заслуженный работник культуры РФ.