Корреспонденты "Комсомолки" побывали в Георгенбурге чтобы узнать, что изменилось в цитадели после передачи ее в собственность церкви
Первое, чем порадовал замок Георгенбург (для тех, кто не сведущ в местной топонимике – это в поселке Маевка под Черняховском) после его последнего, февральского посещения, так это новенькими воротами на въезде во двор прежней епископской цитадели. К счастью, по случаю светлого времени суток створки были распахнуты. Прямо за ними нас ждала копилка в виде популярного мультгероя – поросенка Фунтика. Глиняный свин призывал жертвовать на восстановление памятника истории и культуры, одним из первых в нашем регионе переданного в ведение Русской Православной церкви.
- Сейчас РПЦ именно Георгенбург по любому поводу, за зачастую и без повода приводит в пример, - сказали мне друзья, обсуждая коллизии по поводу передачи церкви очередных объектов местного культурного наследия. – А ты съезди, посмотри, как там все на самом деле.
Я и поехал.
Уже не все течет
Второй повод для оптимизма обнаружился непосредственно за воротами и поросенком. До того захламленный и заросший дикими злаками, которые не могла притушить никакая зима, замковый двор радовал глаз относительной чистотой. Летние субботники прошли не зря, жаль, что теперь здесь царило безлюдье. Копошившиеся под стенами пара рабочих в счет не шли. Конечно, еще не все помещения удалось очистить от многолетних залежей бытового мусора, но те, кому повезло, могли похвастаться отсутствием ранее свободно гулявших меж древних стен сквозняков и катастрофических протечек. Забегая немного вперед – именно вставленные в проемы пластиковые окна и переложенная не по историческим канонам крыша приводят в ярость многих из наших ревнителей аутентичности.
Едва мы успели закончить короткую экскурсию по замку, как во двор вкатился микроавтобус, из-за руля которого резво выпрыгнул отец Иосиф. Настоятелю черняховского прихода Архангела Михаила тевтонская цитадель хлопот заметно прибавила, но батюшка, как и положено служителю, на судьбу не роптал. Напротив, старался излучать оптимизм.
- В трех сохранившихся зданиях ни одна крыша сегодня не протекает, - подтвердил он наши впечатления. – А в одном даже ремонт сделали, на следующий год нормальные условия будут для нахождения молодежи.
Недавнее прошлое отец Иосиф поминал не весьма охотно:
- Авгиевы конюшни были самые настоящие. В подвале иначе как в резиновых сапогах пройти было нельзя - по щиколотку, а то и по колено грязь.
Батюшка имел в виду протекавший водопровод в расположенное под замковыми стенами кафе. Заведение сие до сих пор доставляет новому собственнику Георгенбурга определенные неудобства.
- Владельцы там изиды, но все преодолимо, - не отчаивается священник. – Можно будет потом приспособить для нужд туристов, им же нужно где-то будет питаться!
Ремесленники, рыцари, теннисисты
На туристов и прочий любопытствующий люд настоятель вообще возлагает большие надежды. Оно понятно, в противном случае существование объекта большого смысла не имеет.
- Классический русский монастырь здесь не получится, - признает очевидный факт батюшка. – А вот музей и культурно-развлекательный центр вполне возможно обустроить. Видите эти развалины рядом с воротами? Там мы думаем ремесленный улей обустроить – кузнецы, гончары всякие… И клуб исторических реконструкторов у нас есть. И зрелищно, и пацанов надо воспитывать мужественными воинами, приспособленными к любой жизненной ситуации.
Реконструкторы по руководством Алексея Ялового теперь воссоздают не только вояк Тевтонского ордена, но и древнерусских воинов. Подобная эклектика отца Иосифа отнюдь не смущает.
- С пионерами молебны в память о генерале Черняховском проводил, - вспоминает батюшка. – А уж тут… Мы все-таки с католиками не совсем чужие друг другу. Даже познавательно для публики будет больше узнать насчет различий между сестрами-церквями.
Уповая, как ему положено, на помощь свыше, настоятель остается реалистом. Признавая, что одним лишь Божьим словом замок не восстановить. Даже усилий общественности, допустим, в лице организации "Белый ворон" Андрея Кленового, проделавшей львиную долю черной работы, недостаточно. Кроме помощи от государства батюшка вполне в духе нашего расчетливого времени уповает и на возможных частных инвесторов. Встреча с представителями Ассоциации теннисного спорта уже состоялась. И обустройство кортов по соседству со знаменитым конезаводом уже не представляется такой уж химерой. Что является лишним раздражителем для все тех же поборников исторической справедливости.
Светское недоверие
Да, мы просто не могли не заехать на обратном пути в гостеприимный замок Инстербург, кстати, намедни также ставший собственностью РПЦ. Чему некоммерческая организация "Фонд "Дом-Замок", располагающаяся здесь, отнюдь не обрадовалась.
- Ни о какой научной реставрации Георгенбурга и речи сейчас не идет, - мрачно констатировал Алексей Оглезнев. - Спустя некоторое время замок потеряет статус объекта историко-культурного наследия, настолько в нем все будет перестроено.
Но куда больше вставленных в древние оконные проемы стеклопакетов и иных подобных несоответствий краеведа угнетает проект закона о передаче названных объектов церкви.
- Согласно ему, по истечении шестилетнего срока все памятники будут использоваться в исключительно религиозных целях, - напоминает Алексей. – Но, следуя такой логике, и московский Кремль нужно отдать попам. В каждом крупном восточно-прусском поместье была капелла, в каждом полку Прусской армии. И что теперь - все старые военные городки и фольварки тоже нужно отдать РПЦ? Да, есть объекты, которыми может и должна заниматься церковь - руины кирхи в поселке Талпаки, например. Но нельзя огульно записывать все в ее собственность, даже не учитывая при этом мнение специалистов. Последствия могут быть самые негативные. Вот, был разработан проект развития замка Лабиау, что в Полесске. Сулил немалые перспективы для города в плане туриндустрии, не говоря уже о рабочих местах для его жителей. После передачи замка РПЦ, скорее всего, обо всех этих планах забудут.
Короче, в Инстербурге нам вполне откровенно дали понять, что к заверениям священнослужителей об их сугубо гуманных и немеркантильных намерениях относятся скептически.
Подобное недоверие, судя по всему, отнюдь не приводит в отчаяние отца Иосифа. Батюшка по-христиански прощает этот грех своим оппонентам и вообще считает, что они явно сгущают краски:
- Хуже, чем было, не сделаем, - уверен настоятель. - Никаких репрессий не будет, никого ниоткуда выгонять мы не собираемся. А если кто-то нагнетает страсти, то делает это в собственных корыстных или политических целях.