"Калининградский плебисцит" отнюдь не единственный в своем роде. Несколько лет назад подписи против строительства мечети собрали жители Малоярославца. Недавно митинговали в Коми. В прошлом году Швейцария проводила референдум на предмет целесообразности строительства в стране мечетей. Почти 60% населения высказались против. Многие политики расценили результаты вотума как сигнал неприятия мусульман, которых, по сути, вынуждают покинуть страну.
Выходит, сколько ни произноси "толерантность", а терпимее общество не станет?
Почему же люди не хотят терпеть соседство иноверцев? У каждого, голосующего "против", свой мотив.
1. Нет такой традиции.
Несколько лет назад священник Игнатий Душеин, комментируя события в Малоярославце, высказался довольно жестко: "Можно ли представить, чтобы в мусульманской стране, скажем, в Турции, строили по городам христианские храмы, да еще задумали бы миссионерский проект под названием "турецкое христианство"? Как известно, турецкие христиане – этнические греки – давно борются за открытие в Халки православного богословского учебного заведения, конечно для греков, а не для турок. А вздумай они открыть какие-нибудь христианские курсы для турок – тут уж фантазия замирает!".
Поинтересовалась я у выдающегося знатока кёнигсбергской старины, главного архивариуса области Анатолия Бахтина – имелись ли в Кёнигсберге мечети? Не было никогда, ни в столице, ни где бы то ни было в Восточной Пруссии. Потому как мусульмане здесь отродясь не встречались. Упоминали, по словам Бахтина, в некоторых документах воинственных татар, наезжавших с Востока. Но скорее всего, за них принимали не менее колоритных запорожцев в шароварах да с чубами-оселедцами.
2. Люди боятся.
Ксенофобию еще никто не отменял. Люди боятся инородцев, потому не понимают их языка, обычаев, интересов и намерений. Калининградские землячества заявляют о себе весьма скудно: ярмарки с пирожками и ряжеными не в счет. О приезжих, увы, мы судим в основном по криминальным сводкам, да блоггеры вносят свою лепту в истерию на предмет агрессивных кавказцев, тупых и озабоченных гастарбайтеров и прочих медийных персонажей.
Терроризм – одна из главных причин страха. Когда в марте рвануло в подземном "Охотном ряду", мой сын-студент прислал SMS: "Как теперь жить? У нас в Питере тоже метро…". Террористы-смертники – "аллах акбар!" - ежедневный намаз – все увязывается в головах людей в совершенно конкретный образ врага.
Конечно, ислам тут ни причем. Однако ислам - в отличие от других религий – не отделим от политики, экономики, частной и общественной жизни. Выходит, и мечеть можно рассматривать как общественно-политический центр? А эт оведь совсем другая история.
3. Город застраивают как бог на душу положит
Мечеть или новый офисный центр – все вызывает одинаковый протест. То, что происходит в Калининграде, порой напоминает шабаш: приходят какие-то люди "с лопатами и вилами", рубят деревья и втыкают в тело несчастного города очередного каменного уродца. Уродец ползет по швам, в нем не работают лифты и мусоропроводы, он откровенно портит пейзаж – но… "бабки" отмыты, люди заселены, а застройщик уже вцепился мертвой хваткой в другой кусок земли.
Какая там мечеть! Полнейшая "азиатчина" царит и в архитектурных решениях, и в методах, которыми застраивается город. Писано об этом уже немало, не буду заострять.
А что касается толерантности… По моему глубокому убеждению, она прививается в семье (которая вообще исток и причина всего). В моем роду по материнской линии все сплошь татары. Покойная ныне казанская бабушка всю жизнь трудилась учительницей, на старости пришла к исламу. В Калининграде мы старались возить ее, совсем уже немощную, на собрания по случаю Курбан-байрама и других мусульманских праздников. И я бы хотела, чтобы старики имели возможность помолиться в просторной светлой мечети. Поэтому в нашем опросе я остаюсь в абсолютном меньшинстве, и это мой личный выбор.