За порогом - две девочки. Наташенька и Лизонька. До звонка не достают, поэтому дубасят в дверь что есть силы. Одна в третьем классе учится, другая - в пятом. С этими девочками знакома только благодаря Соне. Наташа и Лиза живут в соседнем доме, когда встречаемся во дворе, иногда здороваются, спрашивают - про дела.
- Здравствуйте, девочки, - говорю.
- Здрасьте! Ой, Соня, какая ты красивая, - засюсюкали в один голос.
Девочки с жадностью рассматривают Соню.
- А че у нее сегодня день рождения? - спрашивает Наташа.
- У кого у нее?
- Ну, у Сони.
- Нет.
- А че это она дома в таком нарядном сарафане ходит?
- Она всегда нарядная. Девочки, вы что-то хотели?
- Ага, так хочется к вааам, поиграааться, с вашими игрууушками, с Соооней.
- Девочки, извините, но в данный момент это невозможно! – в бешенстве я захлопнула перед их носами дверь.
После этого чувствовала себя ужасно. С одной стороны, понимаю, что мои объяснения этим девочкам не нужны. С другой стороны, я решила, что девочки - борзые. Может, это совсем не так, а девочки - еще совсем дети, такие непосредственные, чистые… Но при этом, вспоминая себя в детстве, я точно знаю: мы с подружками вот так от нечего делать не ходили по квартирам и нагло не напрашивались в гости.
Звоню приятельнице.
- К твоей трехлетней дочке Лиза с Наташей в гости ходят?
- Один раз пришли, так муж мой их послал так далеко, что больше не ходят.
Звоню маме, педагогу с тридцатилетним стажем.
- Мучаюсь: я мягко послала девочек или надо было открытым текстом?
Педагог меня пожурил за постановку вопроса.
- Что значит «послала»? Если мучаешься, значит, надо было потратить кусок своей души и объяснить, что в гости так не ходят.
- Мам, но им по десять лет. Они не сиротки, у них вполне благополучные семьи.
- Семья - это одно. А вот когда внешний мир, как ты выражаешься, их посылает - ничего хорошего.
Мама моя, глядя на своих учеников, мгновенно определяет, кого из них перестали на ночь целовать. И тут же в дневниках воспитанников появляется запись: «Уважаемая Мария Ивановна, убедительная просьба - прочитайте вслух главу “Детство” Льва Толстого из “Детство. Отрочество. Юность”». На следующий день мальчики и девочки входят в класс, перекрикивая друг друга:
- А моя мама плакала, когда читала Толстого!
любви - были единственными побуждениями в жизни».
Все-таки я на стороне тех, кто считает, что монстров мы выращиваем дома. Потому что у семьи больше времени для воспитания чувств.
… В выходной день – 23 февраля - Наташенька с Лизонькой снова приходили. Как ни в чем не бывало:
- А мы так хотим к вам в гости, - пропели птички.