Противники маршруток – те, кто, собственно, и собирается сократить их количество в два раза (к примеру, глава Калининграда Александр Ярошук), – используют свои аргументы. Мол, в наглости водителям микроавтобусов уступают даже таксисты. Высокая аварийность – как раз из-за маршруток. Подрезают, обгоняют, правила движения не соблюдают – это все про них. Да еще и гастарбайтеры за рулем, которые по-русски двух слов связать не могут:
- На Барнаульской останОвите?
- Да, останОвите.
- Или не останОвите?
- Не, не останОвите.
И проезжает микроавтобус в итоге совсем по другому маршруту.
С другой стороны акцент на большие автобусы, который планирует сделать администрация Калининграда, - тоже инновационным не назовешь. Особенно, если учитывать возраст "МАНов" и "Мерседесов", катающихся по улицам бывшего Кёнигсберга. В то, что будет закупаться новый транспорт, как-то не верится. Тем не менее, в начале декабря, по словам Андрея Носонова, начальника транспортного управления администрации Калининграда, будет принята новая маршрутная сеть общественного транспорта, которая лишит работы значительное число рейсовых микроавтобусов.
Я не исключаю, что новую сеть принимают не только ради очередного конкурса среди автоперевозчиков, который видоизменит ситуацию на рынке, и после вступления новой схемы в силу городской транспорт будет двигаться более упорядоченно. Дублирующих маршрутов, наверное, станет меньше. Но принципиально эта схема, уверен, ничего не поменяет. Автобусы так и будут ходить до 10, максимум до 11 вечера. Пробки в час пик как есть, так и останутся. Воздух в центре города чище не станет. Скорее, наоборот – если число больших автобусов вырастет, то ватно-марлевая повязка понадобится не только для защиты от свиного гриппа.
Между тем у Калининграда есть все возможности, чтобы развивать городской транспорт в принципиально другом направлении. Во-первых, в Калининграде сохранилась до сей поры железнодорожная сетка Кёнигсберга, охватывающая практически весь город, которую можно использовать для организации надземного метро, S-бана. Гурьевск, Светлый, Чкаловск, поселок Космодемьянского – практически все окраины и города-спутники имеют железнодорожное сообщение с центром агломерации. Во-вторых, не нужно ставить крест на трамваях. Вместо того чтобы жаловаться на тихоходность этого вида транспорта и ныть по поводу того, что трамваи мешают уличному движению, неплохо бы предусматривать при капитальном ремонте улиц строительство выделенных скоростных трамвайных веток. К примеру, и на улице Александра Невского, и на улице Гагарина такая возможность была. Теперь, увы, нет. В-третьих, туда, куда не доберется трамвай, есть возможность пустить троллейбус.
Конечно, "принципиально другое направление" требует немалых финансовых затрат. И хилый городской бюджет их не потянет. Но это не значит, что нужно сделать всё и сразу. Просто при реконструкции городских улиц нужно держать в голове эту общую рамку, общую концепцию развития городского транспорта. Немножко думать о будущем. Не секрет, что в большинство европейских городов давно избавилось от маршруток и от старых автобусов. А Калининграду если не сейчас, то завтра, думаю, уготовано стать европейским городом. По крайней мере, я в это верю.
Недавно к нам в редакцию привезли линотип. Это такой очень громоздкий – чтобы его внести, пришлось топором расширять дверной проём - станок, на котором печатали газеты в прошлом веке. Горячий набор, свинцовые литеры, цинкография, все дела. Вы можете зайти к нам на улицу Рокоссовского, 16 и полюбоваться последним из могикан. Может быть, вам даже расскажут, как на нем работали. И вам станет очевидно, почему на нем не работают сейчас. Так вот новая маршрутная сетка, которую должны принять в декабре, да и вообще само направление мысли в сфере городского транспорта – автобусы, маршрутки, маршрутки, автобусы, опять маршрутки - это линотип. А трамвай, между прочим, явление очень даже современное.