13:28

Зачем они возвращаются-

  1. Новости

Как-то в полдень я обедал в московском ресторане «Маркет» Аркадия Новикова. И был приятно удивлен, увидев там хозяина - Аркадия Новикова. Он отдавал какие-то указания по выкладке рыбы, по работе официантов и внешнему виду поваров (там открытая кухня). Зачем? Ведь у него более 30 ресторанов только в Москве? Неужели эти мелкие замечания так уж важны?

На мой взгляд, очень! Ведь, помимо того, что это сигнал всему персоналу: «главный» всегда где-то рядом, это еще и тренинг для самого хозяина – насколько те или иные его управленческие решения оптимально работают на месте, так сказать, «у мартена». Ведь одна из задач бизнеса – быть гибким, или, как говорят наши президент и премьер, инновационным. Только они в эти слова вкладывают смысл, относящийся к ничтожной доле предприятий (которые мало кто знает, а что они производят, не знают и подавно, их приятно упоминать и поддерживать, потому что на бытовом уровне никто не может оценить их полезность, а следовательно, и правильность данной поддержки, некий перпетум мобиле, на который можно выделять деньги вечно, отдачи – никакой, зато какая высокая цель!). Я же говорю про инновации в самом утилитарном смысле, без которых невозможно выигрывать конкуренцию. Например, знания, полученные на семинарах, конференциях, выставках, учебах, которые превращаются в новое оборудование, технологии, оргструктуры и тому подобное. Бизнес - это тоже соревнование, и чтобы приходить к финишу первым, надо много тренироваться. Это только в кино собственник, сидя где-то на Гавайях, попивая ром в окружении – естественно! – блондинок, на личной яхте дает один раз в день «ценное указание» своему менеджеру типа: «Покупай!» или «Продавай!» А потом, обессилев, падает в белое кожаное кресло со словами: «Ну что, детки, не отметить ли нам сегодняшнюю сделку в 50 миллионов долларов!»
В жизни так не бывает или, правильнее сказать, почти не бывает.

Моих друзей-бизнесменов редко встретишь отдыхающими. Владелец мясоколбасных заводов, ресторанов, книжных магазинов Вадим Дымов раз в месяц работает продавцом-кассиром в своей сети книжных магазинов «Республика». Известный владелец крупнейшего в России дистрибутора бытовой техники «Эльдорадо» Владимир Яковлев по субботам объезжает свои магазины. Разработчик и владелец программного продукта «1С» Борис Нуралиев даже на заседаниях и встречах погружен в открытый перед собой компьютер и лишь периодически отвлекается на реплики. И таких примеров великое множество, как в нашей, так и в зарубежной действительности. «Кому многое дано, с того многое спросится!»
Каждый бизнес субъективен, он всегда построен по образу и подобию владельца или владельцев. И поэтому, когда происходит какое-то изменение внешней или внутренней среды, они лучше других могут поставить диагноз собственному предприятию и выписать рецепт, это у них работает «генетическая память успеха» компании.

И не все в управлении можно передать, пусть даже гениальному сменщику.
Как-то я читал воспоминания кинооператора Юсова о съемках фильма Тарковского «Андрей Рублев». В какой-то момент режиссер попросил бросить перед кинокамерой нескольких гусей. И на вопрос «зачем?», ответил: «Не знаю, но мне кажется, так будет лучше». Тот же Вадим Дымов, прежде чем запускать серию итальянских колбас на своем производстве, повез 15 своих менеджеров в Италию, чтобы они пропитались ее духом. Рецептуры, оборудование, ингредиенты, все было, а вот духа, он считал, не было. Представляете? И таких примеров в любом творчестве достаточно. А бизнес – тоже творчество: книг по управлению много, а классных руководителей единицы.
Так почему они возвращаются, вроде бы удачно передав дела, найдя хороших сменщиков?

Да потому, что экономика не наука. Она базируется на непредсказуемом поведении людей, а рынок не фраер, на нем не расслабишься. И великое множество людей с удовольствием спихнут тебя с пьедестала при малейшей возможности. Кому это приятно?

Поэтому они периодически и возвращаются. А мы хмыкаем: что, припекло? И тоже возвращаемся.

"Королевские ворота", № 4 (апрель) 2009 год.