Напомним, бывший худрук Николай Петеров лишился своего кресла в мае этого года – Министерство культуры отказалось продлевать с ним контракт. Взбунтовался министр Михаил Андреев, который заявил, что театру требуется яркая творческая личность. Конкурсная комиссия во главе с губернатором выбрала на должность худрука главного режиссера "Тильзит-театра" Евгения Марчелли, однако он, будучи связанным контрактом, уехал в Москву снимать телефильм «Котовский». На хозяйстве остался Михаил Салес, назначенный исполнительным директором театра. Он и стал режиссером первой премьерной постановки нового театрального сезона.
Первый акт спектакля длился долго. Кто-то из зрителей, не стесняясь, разговаривал по мобильным телефонам. Впрочем, большинство с интересом следило за сценой: от сюжета, знакомого по фильму «Васса» с Инной Чуриковой в главной роли, не осталось ничего. Эту странную метаморфозу Михаил Салес объяснил задолго до премьеры – он ставил спектакль по первому варианту пьесы, который был запрещен цензурой.
Главную роль в спектакле Салес отдал заслуженной артистке РФ Наталье Высоцкой, которая известна калининградскому зрителю по съемках в рекламных роликах. Кстати, дебютировала на калининградской сцене и четвертая супруга режиссера-постановщика – актриса Наталья Салес, сыгравшая роль старшей дочери Вассы Анны.
Про что пьеса? Про семейные интриги, измены, убийство, про детей, которые надеются получить наследство после смерти отца и сбежать из родного дома…
В антракте несколько зрителей отправились в гардероб за вещами, но моя знакомая театралка была на подъеме: «Я ожидала худшего, играют они очень даже неплохо, хороший добротный спектакль!». Аналогичное мнение высказали мне и некоторые другие зрители.
Второй акт пролетел гораздо быстрее – настолько динамичной была драма, которая развернулась перед зрителями. Во время последней сцены, когда Васса Железнова вспоминала о годах, когда были еще совсем маленькими еще выросшие никудышними дети, многие зрители украдкой смахивали слезы с глаз.
Кстати, в антракте я попыталась пробраться в ложу, которая была наиболее близко расположена к сцене.
- Что вы, это же губернаторская ложа! Если у вас нет приглашения, вы не можете тут находиться, - попросила меня удалиться ответственная за размещение зрителей пожилая женщина. Мне пришлось занять место в зрительном зале. Однако ложа пустовала до конца - губернатор на премьере так и не появился. Не было на спектакле ни министров, ни других чиновников. Среди VIP-персон – только глава Мамоново Олег Шлык с супругой. Впрочем, министр культуры Михаил Андреев все же посетил драмтеатр в воскресенье.
Что касается самого спектакля, не буду раскрывать все сюрпризы, которые ожидают калининградских зрителей. Просто расскажу одну историю: когда я еще была студенткой пятого курса, преподаватель (самый известный театральный критик города) дала домашнее задание - написать рецензию на хороший спектакль. По словам преподавательницы, хорошим можно назвать тот спектакль, после которого зритель не будет обсуждать какие-то свои семейные проблемы или думать о том, что ждет его на ужин: «Хороший спектакль тот, который занимает все ваши мысли и после того, как вы покинете стены театра, который заставляет вас задумываться и переживать не один день».
На мой взгляд, «Васса Железнова» на сцене областного драмтеатра – это как раз один из таких спектаклей.