Судостроительный завод может снова стать градообразующим предприятием и гордостью Калининградской области, – так считает наш гость – генеральный директор ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» Игорь Орлов. Мы встретились с ним накануне профессионального праздника, Дня машиностроителя.
- Все почему-то забыли, что «Янтарь» - стратегическое предприятие, которое способно приносить региону не только проблемы. Есть ли еще в области завод, где ежедневно на работу выходят 2700 человек и создают дорогостоящую продукцию? У нас высокоинтеллектуальное и технологичное производство. Судостроительный завод «Янтарь» был, есть и будет, – сразу задал тон разговору Игорь Анатольевич. - Прекрасный коллектив, и мы готовы выполнять самые сложные государственные задачи. А в городе недавно какой-то чиновник решил, видимо, что завод скорее мертв, чем жив, взял и снял троллейбус в нашем направлении. Тысячи людей ежедневно по этому маршруту ездили на работу, но об этом никто не задумался. Конечно, решим этот вопрос, предприятие поднимается с колен. Мы являемся одним из спонсоров клуба «Балтика», помогаем Красному Кресту, школе в Балтийском районе, участвуем в различных городских мероприятиях.
- Вы к нам приехали из Северодвинска, работали на крупном судостроительном заводе «Звездочка», этот город знаменит предприятием «Севмаш», где строят атомные подводные лодки и уникальные платформы для нефтяников. Как отпустили вас, ведь самим такие специалисты нужны?
- В Калининграде я с 4 февраля 2008 года, сто дней уже прошли, да и семь месяцев пролетели как один день. Двадцать лет в судостроении, проработал всю жизнь на «Звездочке», последние годы был заместителем генерального директора по экономике и внешнеэкономической деятельности. «Звездочка», «Севмаш» - это полусоветская система, с точки зрения управления, и мы всегда считали себя «государевыми людьми». В августе прошлого мне предложили должность директора на заводе «Янтарь», такие вопросы не обсуждаются. Государству было нужно, чтобы на предприятие пришли люди с другими подходами к судостроению, иным принципом управления, и после определенных процедур я вступил в должность.
- Что вам досталось в наследство?
- Я получил завод. Были люди, которые отличались от тех, кто работает в Северодвинске, они оказались брошены государством как коллектив, как производственная единица, способная выполнять ряд государственных задач, как люди, которым просто хочется кушать, хорошо жить. Они пережили смутные времена, сложно отнеслись к приходу нового руководителя. Когда я вступил в должность, на заводе было 1900 человек, сегодня выходят на работу 2700 человек. Из них 900 производственных рабочих, 360 сотрудников мы нанимаем через другие организации.
- Даже на таком мощном заводе, как «Севмаш», есть проблема менеджмента. Один из заказов был принят по неоправданно низкой цене, подписан кабальный договор с иностранным заказчиком, сейчас завод судится, и не факт, что выиграет. А как на «Янтаре» вы себя подстраховываете от подобных сделок?
- Менеджмент был неэффективен, поэтому потребовалась смена руководства. Я привез сюда свою команду, это десяток топ-менеджеров, которым я доверяю. На завод потянулись и люди, которые в свое время его покинули, но являются неплохими управленцами. На три года вперед у нас есть заказы, а менеджмент должен смотреть дальше. Уже сегодня мы должны думать, как работать завтра.
- Какие проекты сейчас в работе? Не устарел ли морально тот же СКР «Ярослав Мудрый»: второй десяток лет пошел, как он стоит на заводе недостроенный?
- Самой большой заказ, который прославит «Янтарь» на мировом и российском уровне, – это строительство трех фрегатов для ВМС Индии. Проект для завода тяжелейший, это настоящее испытание для менеджмента, для производства, для конкретных людей. Это сверхзадача №1, у нас есть шанс отстоять честь страны и не ударить в грязь лицом. Однако ВМФ России –квинтэссенция наших умений, даже по сравнению с тем, что мы делаем для наших иностранных партнеров, это шаг вперед. СКР «Ярослав Мудрый» действительно на заводе стоит уже 18 лет, но нужно технически грамотно это воспринимать. Проект 11540 – устаревший, поэтому было принято ряд решений довести его до современного уровня. Этот корабль имеет прекрасное мощное вооружение, системы навигации, управления нового поколения. Проект видоизменен под сегодняшние задачи. В марте следующего года будет передан Российскому флоту. Вообще, надо прекратить строить корабли, пора их сдавать. Передача корабля заказчику – это момент ответственности всего коллектива за то, что он делает. А в декабре этого года мы должны сдать еще один корабль для нужд береговой охраны Российской Федерации. «Спрут» - очень интересное судно, почти полная автоматика. Строим большой десантный корабль «Иван Грен» (был адмирал-артиллерист с таким именем), год сдачи 2012-й, но, возможно, закончим и раньше. 2010-й год – пик работ на индийских кораблях.
- Объем большой, справитесь?
- Под нашу расчетную программу требуется 3500 человек, из них – 1100 производственных рабочих. По западным меркам – это большой судостроительный завод.
- Но в России кораблестроение – низкорентабельная отрасль: невысокая производительность труда, устаревшее неэффективное оборудование, большая доля ручного труда. Решите эту проблему? Есть перспективы модернизации производства, ожидаете поддержку государства в этом вопросе?
- Все, что вы сказали, есть у нас, и это ведет к удорожанию выпускаемой продукции. Сегодня вопрос модернизации завода – это вопрос его дальнейшего существования. Не будет инвестиций – мы умрем. Восемнадцать лет предприятие работало, в том числе – и в интересах государства в военно-промышленном комплексе, и не получало ни копейки инвестиций. Понимание сегодня есть, на «Янтаре» прошло выездное заседание комитета Госдумы по обороне, где согласились, что заводу нужны деньги, чтобы поднять уровень нашего кораблестроения. Переоснащение завода должно пройти планово в течение трех лет.
- Как решаете кадровый вопрос? Есть ли у вас текучка? Чем привлекаете людей, какая средняя зарплата, социальные льготы?
- Кадры – вопрос тяжелый. Мы стараемся участвовать во всех программах по привлечению людей. Текучки у нас нет, есть нехватка хроническая – 400-500 производственных рабочих. Сегодня на заводе средняя зарплата квалифицированного рабочего – 23000 руб. Это довольно высокий уровень для региона. Чем привлекаем? Мы даем интересную работу – уникальное строительство надводных кораблей, это особое решение при каждом элементе работы, хороший коллектив. Для того чтобы человек работал и не думал о хлебе насущном, премия доходит до 40% . Завод начал серьезно беспокоиться о социальной составляющей. Около 300 человек нуждаются в жилье и готовы с участием своих денег строить. Мы ведем переговоры с разными финансовыми организациями, обороты завода составляют миллиарды рублей, с нами выгодно работать. В обмен хотим получить ипотечную программу «Янтарь» на специальных условиях. Пока человек работает, он пользуется этой льготой, уходит – теряет. Мы сейчас ведем речь о покупке двух домов по ипотечной программе, один строится, другой готов. В решении социальных вопросов нам очень хорошо помогает правительство Калининградской области, губернатор нашел время встретиться, спросить о проблемах завода, и тут же были даны поручения министрам.
- Верфи сейчас акционируются, проходят процесс капитализации. Вы тоже акционировались, как распределен пакет акций? Какими владеете активами? Ваша стратегия?
- Мы акционированы давно: еще в 90-е годы, в период ваучеризации. 51% находится в федеральной собственности, но указом Президента РФ акции переданы Объединенной судостроительной корпорации, ее Западному центру судостроения в Санкт-Петербурге. 32 % было у компаний, аффилированных с ЗАО «АКБ Международный инвестиционный банк», но сейчас идет смена собственника. 17 % - физические лица, общий состав акционеров – 2400 человек: это бывшие сотрудники завода или их родственники, которые получили акции в обмен на свои ваучеры. Завод ни разу не платил дивиденды, поскольку с момента создания акционерного общества госзаказ прекратился, прибыльных работ просто не было. Активы – завод является комплексом, который может выполнять все судостроительные работы, которые нужны, чтобы построить военный боевой корабль. Стратегия завода – ориентированность прежде всего на среднетоннажные корабли и гражданские суда с хорошим наполнением.
- Кто ваши партнеры, поставщики, есть проблемы с границами, таможнями?
- Сегодня, чтобы построить одно судно, нужно порядка 200 прямых поставщиков, начиная от металла, краски и грунта, заканчивая сложнейшим оборудованием: навигация, двигатель, система управления кораблем или ракетные комплексы. Мы себя считаем предприятием, находящимся в очень выгодных позициях в экономическом плане. У нас есть возможность конкурировать по цене производства – в судостроении используется очень много западного оборудования, а здесь, как говорится, все под боком. Например, холодильное оборудование везем из Германии, насосы – из Англии. В России покупаем только металл и оружие. Транспортные схемы не вызывают у нас никаких трудностей.
- Как известно, часть площадей завода занята другим производством – сборкой автомобилей. Вы на этом зарабатываете или будете возвращать цеха?
- «Автотору» в свое время были отдана в собственность часть заводских площадок. По закону вернуть мы их не можем. Выкупать – дорого. Комментировать решение прежнего руководства нет смысла.
- Расскажите о своей семье, как устроились в Калининграде, впечатления от города…
- В этом году я не ездил на юг, после Севера живем, как на курорте. Мне сын так и сказал: «Здесь тепло, зачем куда-то ехать?» В Калининграде до своего назначения никогда не был. Город узнавал по выходным, нравится все, люблю район малоэтажного строительства, там особенная атмосфера. Я сам себе купил жилье в Ганзейском квартале: это такая «коммуналка для небедных людей». В хорошую погоду во дворах идет братание. Один говорит – у меня есть бутылка вина, другой уже несет котлеты. Живем нашими советскими принципами. Нормальные отношения, без разговоров о работе и проблемах. И это нравится. Супруга Татьяна была в Северодвинске предпринимателем, занималась медицинской техникой, конечно, ей тяжело было все оставить. Но Калининград очаровал. Сын Глеб, 11 лет, - футболист, его сразу взяли в местную команду. Уже ездил на соревнования в Питер, пользуется авторитетом. Дочь Дарья учится в Москве на 3-м курсе Академии внешней торговли, знает несколько языков, юрист-международник. Я отец со стажем, и дети у меня с настоящими русскими именами.
- Управлять заводом нелегко, как расслабляетесь?
- Играю в футбол, это и с сыном нелишняя возможность пообщаться. Много читаю, у нас есть библиотека на заводе, чудом сохранившаяся, наверное, один из самых интересных книжных фондов в городе. Есть издания 1914, 1918 годов, книги о Кенигсберге в старорусском издании с ятями. Мне нравится общаться с друзьями, с калининградцами, здесь очень красивые женщины, интеллектуальные мужчины.
Досье «СК»
Игорь Орлов – с февраля 2008 года генеральный директор ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Родился на Украине в г. Дебальцево Донецкой области в 1964 году. В 1987 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. Работал в Северодвинске на судостроительном заводе «Звездочка» в должности заместителя генерального директора. Женат, двое детей.
Справка «СК»
Чем сегодня занимается завод «Янтарь»
1. Военное кораблестроение.
2. Военно-техническое сотрудничество.
3. Коммерческое судостроение.
4. Судоремонт.