Ребят отвело от беды
Один из везунчиков - слесарь Игорь Ковалев. Он с волнением вспоминает те страшные минуты и отказывается фотографироваться.
- Я был в галерее на средней палубе, старпом стоял на капе (см. схему), - рассказывает Игорь. - Я попросил его спуститься вниз, через минуту - взрыв, кап подбросило в воздух на высоту 4-этажного дома. Старпома откинуло взрывной волной, он потерял сознание. Я кинулся к нему, потащил по галерее. Мы оказались у трапа над моторным отсеком, там вовсю бушевал огонь. Кольнула мысль - придется прыгать, а высота метров восемь! И тут - чудо! Вдруг подул ветер, пламя расступилось, через него мы выскочили на верхнюю палубу. С нами спасся еще один рабочий.
В тот день от «Енисея» отвело и других ребят: один утром пришел подвыпившим - его не допустили до работы. Другой накануне поругался с начальством, написал заявление об уходе. Что случилось на судне, Игорь говорить отказывается. «Скажу лишь, что наша бригада работала без сварки, только ключами».
«Береги мужа - такого больше не найдешь»
Хоронить балтийцев будут в закрытых гробах. Люди превратились в угли! Один из рабочих завода, который был на сухогрузе после трагедии, показал нам несколько снимков - страшно! Балтийск придавлен горем. Девять погибших, один пропал без вести.
- Муж такой добрый был, не пил, на все руки мастер, - плачет супруга газоэлектросварщика Василия Маньковского Людмила. - Недавно я маму похоронила. Она как в воду глядела, перед смертью говорит: «Береги мужа - такого больше не найдешь...»
Женщина рассказала, что утром 5 июня вернулась с ночной смены, около 12 дня прилегла, но вскоре проснулась - мучила какая-то тревога. Прошло полдня, а муж ни разу с работы не позвонил - такого раньше не было. Людмила набрала его номер - он был недоступен. Когда узнала, что на судне пожар, бросилась к заводу, там ее откачивали врачи - Василий Маньковский был в списке тех, кто работал на судне.
- Не знаю, как мы будем жить без него?! - плачет Лариса - жена маляра Игоря Киселева (у него остались двое сыновей). - Игорь мальчиков обожал, мы жили душа в душу. В то утро я его поцеловала, проводила на работу…
Игорь задохнулся в одной из шахт - видно, заблудился в дыму. Его тело почти не обгорело.
Поженились в прошлом году
Супруга 23-летнего маляра завода Саши Еникеева - Вероника не может унять слезы. Вокруг измученной горем молодой мамы крутится Егорка - веселый малыш в ходунках. Вероника показывает свадебные фотографии - они с Сашей поженились в прошлом году, месяц назад переехали в отдельную комнатку заводского общежития. За два часа до трагедии Саша зашел домой пообедать, поиграл с сыном, а вечером к Веронике пришла целая делегация во главе с губернатором области Георгием Боосом. Поддерживали вдову как могли. Глава региона пообещал, что поможет семьям погибших в зависимости от нужд.
Почему случилась трагедия
Главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий согласно предварительным результатам экспертизы комиссии Минобороны сообщил: «Причина пожара на судне - грубейшее нарушение правил техники безопасности. Подготовку перед постановкой в док судно по какой-то причине не прошло, на борту было 5,5 тонны топлива и мазут».
Пресс-секретарь следственного управления при прокуратуре РФ по Калининградской области Марианна Андрюшина:
- Возбуждено уголовное дело по статье 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее смерть человека). Основная версия трагедии - нарушение правил техники безопасности при проведении ремонтных работ на судне. Не исключено, что на борту сухогруза велись сварочные работы.
По словам сотрудников МЧС, погибшие люди и части тел были разбросаны в нескольких отсеках. Погибших опознавали по обуви, остаткам одежды, обручальным кольцам и цепочкам. Возможно, некоторым погибшим придется делать генетическую экспертизу.
Как должно быть
Как рассказал «Стране Калининград» кадровый офицер флота (назвать свое имя он не захотел), обычно на подготовку судна к ремонту уходит от четырех дней до недели - вначале из цистерн откачивают топливо, затем емкости очищают и пропаривают, плотно закрывают.
За подготовку судна отвечают докмейстер, начальник дока, капитан судна, главный инженер и начальник завода. В док не могут заходить суда с топливом и боеприпасами на борту. Исключение - суда с серьезными неполадками, которым грозит затопление.
Помянем погибших
- Бобрик Александр Ярославович (1963 г.р.), трубопроводчик, - остались жена, сын и дочь.
- Еникеев Александр Сергеевич (1984 г.р.), маляр, - остались жена и восьмимесячный сын.
- Киселев Игорь Геннадьевич (1970 г.р.), маляр, - остались жена и двое сыновей.
- Калашников Тимур Александрович (1982 г.р.), трубопроводчик, - остались жена и дочь.
- Логвиненков Сергей Анатольевич (1976 г.р.), маляр, - остались жена и дочь.
- Маньковский Василий Владимирович (1962 г.р.), газосварщик, - остались жена и сын.
- Светлица Сергей Вадимович (1986 г.р.), трубопроводчик, - остались мать и бабушка.
- Шерстнев Алексей Васильевич (1980 г.р.), газо-
электросварщик ООО «Нордвег», - остались беременная жена и двухлетний сын.
Члены экипажа сухогруза «Енисей»:
- Малыгин Николай Павлович, 2-й механик.
- Закаряев Гарлан Садуллаевич, 3-й механик.
Ольга Запивалова, zapivalova@yandex.ru