10:58
erid: 2SDnjcRJTiB

Автомобильное «ателье»: каким станет «АВТОТОР» после масштабной перезагрузки

  1. Калининград
Автомобильное «ателье»: каким станет «АВТОТОР» после масштабной перезагрузки - Новости Калининграда

«АВТОТОР», отметивший 25 ноября 30-летие, на пороге нового этапа развития. Завод не просто возвращается к полноценной работе после вынужденной остановки конвейеров из-за ухода прежних партнёров. На наших глазах крупнейшее в Калининградской области предприятие обрабатывающей промышленности проходит через масштабную перезагрузку.

В успех амбициозных планов «АВТОТОР», как и тогда, в 1994-м, некоторым наверняка верится с трудом, но основатель компании Владимир Щербаков убеждён: всё обязательно получится и в этот раз.

«Самое главное, что мы сохранили коллектив и дух "АВТОТОР", — подчеркнул Владимир Щербаков в интервью федеральному телеканалу «Россия 24». — Пока ситуация непростая, работают не все линии. Но нельзя сказать, что они простаивают, полным ходом идёт реконструкция. Мы используем это время. Нам нужно модернизировать линии, переобучить персонал. И даже в таких условиях мы всё равно выпускаем порядка 20 моделей. "АВТОТОР" встаёт на ноги!»

Автомобильное «ателье»: каким станет «АВТОТОР» после масштабной перезагрузки - Новости Калининграда

Использовать каждую нишу

Помимо выпуска двух десятков моделей, в цехах «АВТОТОР» сейчас вовсю идёт модернизация сварочного производства. Готовится монтаж новых сварочных линий и оборудования на новых мощностях, где уже со следующего года будут производить автомобили по полному циклу (сварка, окраска, сборка).  

Гибкость и умение быстро адаптироваться к новым условиям всегда были отличительными чертами «АВТОТОР», залогом устойчивости и успеха компании. Компетенции менеджмента и рабочих позволяют оперативно провести подготовку и начать выпуск под одной крышей автомобилей самых разных производителей — как с точки зрения ценового сегмента, так и с точки зрения применяемых технологий.

В конце юбилейного года у «АВТОТОР» уже шесть партнёров, и это число продолжит расти. По словам Владимира Щербакова, холдинг планирует заключить соглашения ещё с двумя производителями, названия которых пока не разглашаются. Главная цель прежняя — предлагать покупателю максимально разнообразный выбор моделей. 

«Мы пришли к выводу, что нам нужно больше партнёров, чтобы как можно более плотно присутствовать в каждой производственной нише», — объясняет основатель «АВТОТОР».

Многобрендовость и многомодельность — это ещё и то, что позволяет предприятию перегруппироваться в моменты существенных колебаний рынка: если какой-то продукт в линейке теряет позиции, это не тянет за собой всё производство.

Ставка на независимость

По словам Владимира Щербакова, в нынешней обстановке после переосмысления ситуации в компании уверены: нужно построить собственные заводы в Калининграде для того, чтобы производить большинство узлов и компонентов своими силами. Что соответствует приоритету по достижению технологического суверенитета, заявленному президентом Путиным. 

Создание и запуск автомобильного кластера должны поднять автономность производства на максимальный уровень. Новые 12 заводов «АВТОТОР» позволят снизить зависимость от импорта иностранных комплектующих и одновременно откроют новые возможности для развития.

«Мы создаём заводы с технологиями, которых в России ещё не было, под производство продуктов, которых в России ещё не было! —  заявляет Владимир Щербаков. — Рассуждая о технологической независимости, мы пришли к выводу, что это должна быть группа силового агрегата и всё, что с этим связано. Ставку нужно делать на те направления, в которых сейчас движется мировая автомобильная промышленность: электромобили, гибриды и автомобили с двигателями внутреннего сгорания высокого уровня. Под эти задачи мы и трансформируем наше производство»

Согласно озвученным в интервью «России 24» планам, «АВТОТОР» планирует  к 2030 году создать мощности по производству 400 тыс. автомобилей и всех перечисленных агрегатов с таким расчётом, чтобы локализация была никак не меньше 85%. 

Одним из востребованных направлений, помимо электромобилей, которые «АВТОТОР» уже выпускает, планируя значительно расширять этот ассортимент, становятся газовые и битопливные автомобили, способные работать как на бензине, так и на природном  газе — метане. 

Но для того чтобы автомобили на новой энергии получали более широкое распространение, нужно обязательно подтягивать инфраструктуру, отмечает Владимир Щербаков.

«Пошив» на заказ

Выпуск продукции в автокластере «АВТОТОР» уже начался. С конца августа на промышленной площадке №3 в пилотном режиме работает завод электродвигателей. Первая очередь рассчитана на выпуск 60 тыс. силовых установок в год мощностью от 23 до 140 кВт для различных видов электротранспорта. Объёмы производства могут быть увеличены в зависимости от номенклатуры выпускаемой продукции. 

Создаётся собственное литейное производство — особая гордость «АВТОТОР». Изюминка в том, что это будет так называемое кастомизированное литьё, позволяющее производить в Калининграде любые детали, до 40 разных отливок одновременно.

«Таких "литеек", как создаётся у нас в Калининграде, в мире всего три: одна только-только запущена и две — в стадии запуска, — замечает Владимир Щербаков. — Мы будем делать и чёрное, и цветное литьё. Из него будем изготавливать в том числе электрические двигатели нового образца: так называемые три в одном. Мы будем производить и полностью электрические автомобили, и гибридные. Следом планируется производство двигателей внутреннего сгорания нового поколения. Таких двигателей пока тоже нигде нет».  

Список всего того, что «АВТОТОР» будет производить в Калининграде, действительно впечатляет: это электродвигатели, аккумуляторные батареи, инверторы, сложнейшие роботизированные и автоматические коробки, рулевое управление, тормозная система. Детали из пластика, сиденья, системы выпуска отработавших газов и так далее тоже получат калининградскую «прописку». В пилотном режиме уже запускается производство электронных систем управления.

«Мы создаём целый промышленный комплекс по принципу "ателье", который может "пошить" — изготовить по заказу клиента любой автомобиль, вплоть до подбора цвета колёсных дисков, — объясняет концепцию Владимир Щербаков. — Это радикально другая технология. Нам предстоит перейти на новую ИТ-систему, и прежде всего повсеместно внедрить искусственный интеллект — в организацию производства, в организацию управления, в организацию труда. И автомобиль сам будет другим. Для этого нужна своя компонентная база, и для этого  мы создаём здесь технологически независимое производство на основе собственных разработок и лицензированных технико-технологических  решений, которые нам были нужны на продукты, агрегаты и кузова и которые мы приобрели. Это наша  интеллектуальная собственность. И то есть мы делаем российский продукт, российский автомобиль».

Только цифры

За прошедшие 30 лет в проекты «АВТОТОР» было привлечено  свыше 920 млн евро инвестиций. 

Освоено производство более 2,6 млн автомобилей более 220 моделей различных брендов. 

Обеспечена занятость более 30 тыс. человек (включая занятых в смежных отраслях). 

Общий объём инвестиций в создание заводов по производству автокомпонентов в рамках обязательств «АВТОТОР» по «Специнвестконтракту» составит более 70 млрд рублей.