Все привыкли, что летом в городе можно встретить его — международный джазовый опенэйр в окружении блестяще одетых людей. В этом году «Калининград Сити Джаз» отметил совершеннолетие, записав в паспорт второе имя и первое место регистрации — Центральный парк. Как и почему он соединил Бреговича, Zucchero и группу «Браво» — рассказывает Кафедральный собор.
«Дон Ченто» появился в 2006-м. Хочется сказать — внезапно, как появляется импровизация в ткани музыкального повествования. Но тогда оживал весь город. В 1997 году в «Заре» Джеймс Кэмерон показал еще не выпущенный на мировые экраны «Титаник». В 2004-м первые «Балтийские сезоны» открыл Юрий Темирканов, дирижируя Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской Государственной филармонии. Первые шаги делал «Джаз в филармонии».
Кто предполагал, что что-то начнёт происходить и в реконструированном амфитеатре в парке Калинина? Вероятно, тот, кто придумал проводить там один из самых больших опенэйров в городе — президент фестиваля Владимир Кацман.
— Джаз я не люблю, — начинает «с места в карьер» Владимир Кацман. — Точнее, люблю не весь. Мне нравится джаз-рок. Или фьюжн. Какой-то соул. Часть блюзовой музыки. Но уверен, к нам ходят не из-за неё. Придумывая фестиваль, мы понимали, что придется учитывать разные вкусы. И ориентируемся скорее на представления о музыке плохой и хорошей — в каком бы стиле она ни была написана.
Должно быть, так и объясняется появление в лайн-апах Therr Maitz, группы «Браво», регги-ритмов от Inner Cicrle, которые сложно ассоциировать с джазом. «Сюда вообще меньше всего ходят из-за музыки», — продолжает Владимир Кацман.
По-европейски устраиваясь на травке, калининградцы узнают нишевые коллективы из Прибалтики и Израиля, Африки и Бразилии. В течение трёх дней фестиваль нагоняет темп. На финал, когда все готовы к танцам под открытым небом, он привозит итальянских, французских, американских суперзвезд, если получается. Состав организаторы определяют вместе. Приходится считаться и с возможностями, причем не только финансовыми.
— Далеко не всех, кого мы хотели услышать за эти годы, мы получили, — признаётся Владимир Леонидович. — Кто-то не дожил до этого времени. Например, мечтали Эла Джерро пригласить или Джорджа Майкла: их уже нет. Хотели услышать Стиви Уандера. Но сколько это будет стоить? И как его привезти? Мы с самого начала заявили, что не шутки пришли шутить. Хэдлайнером первого фестиваля был американский квартет The Manhattan Transfer, обладатель восьми Grammy. Восьми! А за Zucchero, звезду мирового масштаба, я сам заплатил — 350 тысяч евро, как сейчас помню. Обычно мой выбор — это субботние музыканты. На третий день играет уже более известная, желательно танцевальная музыка, под которую люди приходят радоваться жизни.
Радовались в разные годы под Candy Dulfer, Горана Бреговича и балканские ритмы, конечно, под Zaz, которая в тот же год выступала на Montreux Jazz Festival в Швейцарии, а в Калининград привезла джазовый альбом. Организаторы «Сити джаза» частенько ездят на концерты и конференции, где в том числе букируют новых артистов, но, согласно словам Кацмана, не ориентируются ни на один из ныне существующих фестивалей.
— Я бывал на европейских фестивалях: зачем лукавить, — говорит Владимир Кацман. — Правда, не так много, как мой друг и коллега, продюсер всех времён Андрей Левченко. Он исколесил весь мир, изучая эту тему. Мое кредо в этом случае определённое — когда создаёшь что-то новое, лучше не отсылать себя к уже существующему.
«Дон Ченто», кстати, Кацман и Левченко придумали вместе, после одной из крупных вечеринок на Вагонке. В этом году большая калининградская вечеринка, с 2006 года получившая международный статус, случилась в 16 раз. Фестиваль пережил два года молчания, сменил имя, пытался поменять место жительства, уже оставил потомков, открыв в «Лондон пабе» джаз-клуб, научил город надевать лучшее сразу. Но — уверены — у него нет никаких планов закрываться.
— Мы сразу заявили, что будем проводить действительно международный, действительно джазовый опенэйр, — говорит Кацман. — Конечно, так долго существуем, потому что идём на компромиссы. Но если один из компонентов придётся потерять — я уже не буду иметь к этому отношения.
Фото предоставлены пресс-службой jazzfestival.ru.