Ситуации, когда человек отказывается платить за сделанную татуировку или вылеченный зуб, уже стали темой мемов. «Клопс» выяснил у калининградского юриста Антона Самохи, что будет, если клиент на самом деле «решил уйти по-английски», и могут ли за это удалить с тела рисунок или вырвать только что запломбированный моляр.
Как рассказали в одном из калининградских салонов красоты, клиенты не платящие по счетам, к счастью, попадаются крайне редко. Но защитить себя в таких случаях мастеру и правда очень сложно.
«К сожалению, мы никак не можем себя обезопасить. Есть разные группы и чёрные списки с фотографиями таких людей, их публикуют, дабы другим показать, как они выглядят», — делится владелица салона Виктория Галич.
Не сталкивалась с подобным пока и другая хозяйка студии красоты, Катерина Шиманская. Женщина говорит, что если клиента вдруг не устроил результат работы, решение принимают коллегиально. Как правило, всё заканчивается «на доброй ноте».
А вот с общепитом дела обстоят иначе. Гости действительно порой пытаются уйти, не заплатив. А штрафуют за это чаще всего персонал, взыскивая сумму заказа с официанта, обслуживавшего столик.
«[Руководство] объясняет штрафы тем, что мы сами не уследили за гостем. Вычитают полную сумму из зарплаты. Поэтому мы стараемся быть внимательнее, хотя в суматохе это не так-то просто», — грустит Светлана, официантка одного из калининградских кафе.
Что говорит юрист
Адвокат Антон Самоха согласен как с тем, что клиенты уходят, не рассчитавшись, довольно редко, так и с тем, что риск такой для предпринимателя существует всегда. Дело в том, что человек, не оплативший услугу, не совершает административного нарушения.
«Какие у нас есть самые распространенные статьи в административном кодексе, чтобы был повод вызвать полицию? — рассуждает юрист. — Первое — нарушение общественного порядка, хулиганство. [Тут] нет никакого хулиганства. Человек спокойно себе ест, спокойно себе уходит, не хулиганит, не буянит.
Кража, то есть тайное хищение чужого имущества? Какое же оно тайное, если человек ест при всех, всем это видно.
Все видят, что это за человек, его личность может быть установлена».
Единственный вариант — взыскивать деньги через обращение в суд, считает эксперт. Но для этого необходимо знать, с кого их требовать. Оптимальный вариант — через личные данные, которые клиент указывает в договоре об оказании услуг, подписав его на стойке у администратора.
Правда, сложно себе представить ситуацию, когда подписать договор попросили бы гостей ресторана. А если личность недобросовестного клиента установить не удаётся, всё будет намного сложнее.
Но и в этом случае обоснования для обращения в суд есть, считает эксперт. Человек, отказавшийся платить, попадает под действия гражданского законодательства и может быть привлечён к ответственности.
Юристы рассказали, что делать, если в салоне сделали плохую стрижку.