В этом году началась продажа калининградских электромобилей «АМБЕРАВТО A5». Возможно, вы уже встречали автомобиль с логотипом АА на улицах или даже ездили на нём в такси. Уверены, у вас было немало вопросов. В честь Дня электромобиля, который отмечается 9 сентября, корреспонденты «Клопс» провели тест-драйв и узнали всё об этом авто напрямую у производителя и дилера.
Об электромобиле «АМБЕРАВТО» расскажем в рамках спецпроекта «Сделано в Калининграде» в честь 30-летия компании «АВТОТОР».
Внешний вид
Ни один обзор не обходится без описания внешнего вида, и мы не станем исключением. Внешний вид «АМБЕРАВТО A5» можно назвать футуристичным: линии кромок кузова и дверей создают световые блики, словно автомобиль движется, даже когда стоит на месте. На первый взгляд может показаться, что это авто бизнес-класса, но нет — это стандартный городской седан.
Фары автомобиля, выполненные в стиле «ночная стрела», с матричными модулями, буквально завораживают. Прежде чем сесть в машину, нам пришлось разобраться с ручками: они автоматически утапливаются и для открытия нужно слегка надавить на них. Это не только эстетично, но и улучшает аэродинамику машины.
Салон
Садимся в машину. Уровень заряда — 75%. Наш маршрут: Калининград — Зеленоградск — Калининград. Наша «электричка» проведёт в пути чуть больше трёх часов.
Я чуть выше полутора метров ростом, а вот фотокорреспондент Александр Подгорчук значительно выше. Он удобно расположился на заднем сиденье, при этом между его коленями и передним сиденьем оставалось ещё около 20 см свободного пространства. В машине нет центрального тоннеля, поскольку это электрокар с плоской батареей в днище. Мне, сидящей спереди, не пришлось пододвигать сиденье, чтобы освободить место сзади, — так что ощущение простора было полным. Салон «АМБЕРАВТО A5» по длине заметно больше.
За три часа пути я не почувствовала дискомфорта и ни разу не захотела сменить позу на сиденье благодаря удобным креслам. Кондиционер работал превосходно, что особенно ценно в неожиданно жаркий сентябрьский день.
Ещё один плюс — водительское сиденье отделено от пассажирского массивной панелью, на которой расположены разъёмы для USB и панель управления кондиционером.
Движение
Во время езды по пробкам батарея разрядилась всего на 3%. Набор скорости плавный, что, конечно, не сравнится с коробками передач на автомобилях с ДВС. На трассе сложно сразу понять, что едешь со скоростью 130 км/ч: автомобиль словно плывёт по дороге, не давая ощущения рывков и подёргиваний. Езда по брусчатке также комфортна благодаря тому, что подвеска адаптирована специально для калининградского региона, — чувствуется локальный подход.
Звукоизоляция у A5 отличная: внутри тихо и снаружи автомобиль не издаёт громких звуков, что свойственно электрокарам. При скорости ниже 10 км/ч включается искусственный звук, напоминающий голос роботов в кино.
Батарея
Зарядка автомобиля занимает около одного часа. Для неё требуется специальный разъём, а приложение на телефоне подскажет ближайшую станцию, её занятость и уровень заряда автомобиля, который заряжается. Запас хода — 520 км. Если вы живёте в частном доме, можно заряжать авто дома.
Станции зарядки
Мы провели в пути чуть больше трёх часов. Это была активная езда, но мы потеряли всего 25% «топлива». Такой расход был бы и на бензиновом двигателе. В Калининграде сейчас установлено восемь станций зарядки, подходящих для A5, и две находятся в области. Поскольку область включена в число пилотных регионов по поддержке электромобилей, до конца года планируется открыть ещё более двадцати зарядных станций. На следующий год запланирована установка 185 зарядок, подходящих для локальных электрокаров.
Эксплуатация зимой
Зимой при температуре ниже –3…–5 градусов автоматически включается подогрев батареи, что снижает запас хода примерно на 25%. Однако система контроля температуры работает автоматически, водителю не нужно вручную подогревать батарею.
Покупка
Чтобы купить «АМБЕРАВТО» выгодно, нужно учесть несколько важных моментов. Полная рекомендованная цена модели составляет 3,4 млн рублей, но, благодаря субсидиям и скидкам, цена может снизиться до 2,125 млн рублей. Минпромторг предоставляет субсидию в размере 925 тыс. рублей, а по программе «Покупай Калининградское», приуроченной к 30-летию «АВТОТОР», покупатели получают дополнительную выгоду в 350 тыс. рублей.
Для того чтобы получить субсидию, необходимо соответствовать ряду условий. Во-первых, нужно иметь водительское удостоверение, можно даже свежее, стаж не имеет значения. Во-вторых, нельзя было брать автокредиты в 2023–2024 годах. Важно, что машина предоставляется в одни руки — это гарантирует, что автомобиль приобретается для личного пользования, а не для коммерческих целей.
Оформление субсидии полностью проходит через дилера. Достаточно прийти с паспортом и водительским удостоверением, после чего дилер отправляет заявку в банк. Банки самостоятельно проверяют наличие автокредитов и кредитоспособность клиента. Если всё в порядке, субсидия одобряется и покупатель может приобрести автомобиль. Приятный бонус — субсидия идёт в счёт первоначального взноса, если покупка осуществляется в кредит.
Важно помнить, что программа субсидий действует до конца текущего года. Программу могут продлить, но обычно такие подробности становятся известными в начале года.
Налоги
В некоторых регионах, например в Калининградской области, владельцы электромобилей мощностью до 150 лошадиных сил освобождены от транспортного налога.
Планы
Импульс развитию рынка электромобилей в России дали президент и государственная программа по развитию электротранспорта. Калининградская область выбрана пилотным регионом, и развитие зарядной инфраструктуры в будущем может сделать её лидером по использованию экологичного транспорта.
Особое внимание уделяется курортам на побережье Балтийского моря — там планируют активно внедрять электромобили, чтобы сохранить чистоту и привлекательность этих территорий.
Компания «АВТОТОР» играет важную роль в проекте. Она производит электромобили и развивает кластер автокомпонентов. Недавно был открыт завод по производству электродвигателей, что поможет развитию промышленности региона и страны. В планах у «АВТОТОР» расширение производства, создание электромобилей в других классах под собственным брендом. Всё это сделает Калининградскую область центром экологичного транспорта.