Калининградцы сняли дом, чтобы отметить день рождения ребёнка. Заселившись, гости увидели: им подсунули совсем не то. «Клопс» разбирался в ситуации.
Сыну Татьяны исполнялся год. Чтобы отпраздновать всей большой семьёй, супруги стали искать вместительный особняк в черте города. Найдя подходящий на улице Полковника Емельянова, созвонились с собственником и забронировали дом на двое суток, внеся предоплату в 10 тысяч рублей.
«Мы не раз арендовали бани, квартиры. Собственница отказалась показывать дом до заселения. Она сказала: «Там постоянно люди. Вам же тоже не понравится, чтобы во время отдыха кто-то приезжал жильё смотреть». Варианта посмотреть по видео тоже не было. Ответ показался логичным, и, прочитав положительные отзывы на сервисе объявлений, мы как-то успокоились», — вспоминает женщина.
«Совсем мрак»
Спустя несколько недель семья, закупившись провизией, отправились на место. По телефону собственница пообещала, что привезёт на заселение договор аренды, но уже на месте сообщила: сломался принтер и она не смогла распечатать.
«Я сильно жалею, что осматривать дом мы пошли не всей толпой. Там был только муж и брат, которые не увидели всей грязи и решили, что уже деваться некуда. Снаружи всё было замечательно: красивая территория, дорожки, всякие интересные цветы посажены», — вспоминает Татьяна.
Внутри женщина увидела, что мебель, пол и посуда грязные, все кровати самодельные, а матрасы надо было сменить уже несколько сезонов назад. Диванчик на первом этаже оказался настолько продавленным, что сидящий проваливался до пола. А обещанная в объявлении мини сауна оказалась фитобочкой.
«Мы отправили всех детей играть в самую чистую комнату, даже торт резать не стали, потому что там уж совсем мрак был. Никто из гостей не остался ночевать, и мы решили выехать на следующий день. Хозяйка не отвечала, сбрасывала звонки, говорила, что у неё телефон не поддерживает голосовые сообщения. В конце концов, она отказалась вернуть 10 тысяч за второй день проживания и забрать ключи, чтобы мы могли выселиться», — поделилась Татьяна.
Когда время аренды истекло, хозяйка приняла дом и вернула только 6 тысяч залога. «Позже мы посмотрели отзывы на других сайтах: не было ни одного хорошего. Мало того что люди жаловались на грязь, хотя зачастую услуги клининга включали в аренду, так ещё и не всегда возвращали залоговые деньги», — говорит Татьяна.
За аренду дома Татьяна отдала 20 тысяч рублей, не считая залога. Часть денег она перевела на карту, другую отдала наличкой при заселении.
Что говорит хозяйка?
Разговор с корреспондентом «Клопс» хозяйка дома Виктория (имя изменено) начала с того, что она адвокат с 25-летним стажем. На сервисах объявлений женщина заявляет о себе как о психоаналитике.
Ситуацию с арендаторами дома Виктория объяснила непогодой: «Был сильный ливень. Они были в очень депрессивном состоянии по этому поводу <...> У меня внутреннее ощущение по этим клиентам какое? Они заехали, два дня были дожди, им было скучно, они решили как бы вот так вот».
По словам Виктории, при заселении Татьяна с мужем и гостями всё проверила, осмотр занял около 40 минут. Девушку, уверяет хозяйка, всё устроило, а спустя несколько часов муж Татьяны написал Виктории, что в доме «сарай и деревянные кровати», и сообщил о желании покинуть жильё.
«Если что-то грязное или где-то что-то не нравится — вы скажите, и клининг приедет и быстро решит проблему. Конкретно никаких претензий я не услышала. Я сказала: вы можете съехать, это ваше право, и в объявлении указано, что бронь невозвратная», — по словам Виктории, она предупреждала об этом клиентов, а договор об этом не заключали, поскольку Татьяна не просила.
«Сделки через сервис объявлений являются публичной офертой. Когда идёт посуточная аренда, то само объявление, где указаны все данные — время заселения и выселения, условие, что за собой надо убрать мусор, размер залога — и являются договором. Дополнительный договор не нужен», — объяснила Виктория.
Мнение риелтора
Как считает генеральный директор Союза профессиональных риелторов Татьяна Гилёва, неблагонадёжных собственников на рынке очень много. Рынок посуточной аренды, особенно в Калининграде, очень молодой, поэтому подобные ситуации возникают достаточно часто.
«Люди, которые снимают жильё, не защищены от такого рода мошенничества. Конечно, нужно оспаривать, но вся эта бумажная волокита — трудоёмкий и не всегда выгодный процесс. Можно отдать за все издержки больше, чем сумма возмещения, и не факт, что получишь моральное возмещение, в лучшем случае вернёшь залог», — рассказала Гилёва.
Риелтор отметила, что договор лучше подписывать в любом случае. Это обезопасит и собственника, и клиента. Чтобы не было ситуации, когда арендодатель не привёз бумаги на встречу, лучше их запрашивать заранее, ознакомиться и иметь копию при себе.
Убедиться, что жильё в хорошем состоянии, поможет видеообзор, запрошенный у собственника. «Требуйте заранее видеообзор — это такой документ, по которому можно сразу предъявить: вы подтвердили состояние квартиры, а в реальности всё не так»,— посоветовала Татьяна Гилёва.
Стоит тщательно просматривать все отзывы, и не только на том сервисе, где вы нашли объявления, поискать в интернете информацию по адресу или собственнику. Не поленитесь оставить собственный отзыв, если опыт был негативным.
«Те, кто серьёзно занимается посуточной арендой, очень берегут свой рейтинг и даже порой отказываются от клиентов, чтобы сохранить уровень сервиса и избежать негативных откликов», — добавил риелтор.
В Калининграде молодая пара разнесла съёмную квартиру и скидывала цветочные горшки с 16-го этажа, но были и случаи, когда собственники жилья нарушали личные границы своих постояльцев: приходили переночевать или проверяли жильё без предупреждения.