По оценкам экспертов, маркетплейсы заняли 58% российского рынка онлайн-торговли. Это удобный способ приобрести желаемое и получить его в соседнем доме. Стоит отметить, что покупки в Сети очень часто оказываются выгоднее, нежели в магазинах. Все эти позитивные моменты привлекают мошенников. Эксперт проекта Минфина России «Мои финансы» Николай Дмитриев рассказал о способах, которые используют аферисты на маркетплейсах.
Привлекательная цена
Недобросовестный продавец «выставляет на продажу» товар по очень привлекательной цене. Покупатель заказывает его и получает сообщение о невозможности доставки в связи с отсутствием товара или повышением цены. Далее продавец предлагает урегулировать ситуацию и для этого продолжить общение с «ботом» или «чатом техподдержки» в мессенджере. Рассерженному покупателю предлагают «вернуть деньги», заполнив форму по ссылке или (если товар по постоплате) купить товар по скидке в обход торговой площадки (напрямую у «продавца»). Оплату надо будет осуществить по присланной ссылке (с помощью QR-кодов или по реквизитам банковской карты). Деньги утекут в карман мошеннику, а товара никакого и не было.
Фишинг: фейковая реклама
Человек получает рекламную рассылку от имени известного маркетплейса об огромных скидках. В рассылке предлагается перейти по ссылке на сайт маркетплейса для выбора товара. Сайт по ссылке оказывается фишинговым, то есть поддельным, но очень похожим на оригинал. Если внимательно изучить признаки подделки, легко заметить признаки обмана в адресной строке, элементах дизайна сайта, цветовой гамме, неполном меню сервисов и пр.
Заманчивые отзывы
Часто можно встретить в отзывах под товарами заманчивые предложения о работе и гарантированном доходе или о том, что якобы есть аналогичный товар, но с более низкой ценой. В любом случае мошенник предлагает ссылку, которая в итоге, как правило, приводит к потере денег либо утечке персональных данных.
Кража аккаунта или взлом кошелька на маркетплейсе
Получив доступ к аккаунту жертвы, мошенник совершает покупки с привязанной к аккаунту карты на суммы, не требующие дополнительного подтверждения от владельца счёта. Либо быстро опустошает кошелёк, который сегодня можно открыть на большинстве маркетплейсов и с помощью которого можно оплачивать товары со скидкой. Увести аккаунт могут различными способами, но, как правило, этому предшествует взлом электронной почты либо кража мобильного телефона.
Правила базовой финансовой безопасности:
- Для оплаты покупок на маркетплейсе используйте отдельную карту с нулевым балансом и деньги на оплату переводите перед покупкой.
- Общение с продавцами, оплата покупок, претензии по товару и срокам доставки — всё это нужно осуществлять только на маркетплейсе. Переходить на сторонние способы общения чревато финансовыми потерями.
- Никогда не переходите по ссылкам, которые получены из рассылки.
- Никому не сообщайте свои персональные, банковские данные, коды безопасности с оборотной стороны карты, тексты из СМС и push-уведомлений от банка или маркетплейса.
И не забывайте: любые предложения о лёгком заработке — это уловка мошенника, а товар с более низкой ценой нужно искать в предложениях продавцов на маркетплейсах самостоятельно, а не по ссылкам от незнакомцев.
Материал подготовлен в рамках проекта Министерства финансов «Финансовая грамотность и инициативные проекты населения». Дополнительная информация — по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8 800 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.