11:30

«Снять страхи с покупателей»: бизнес обсудил перспективы развития электромобилей в Калининграде

  1. Калининград

Во вторник, 29 августа, на заводе «Автотор» прошёл круглый стол в рамках «Бизнес Баттла» по развитию электромобилей. С какими проблемами сталкиваются водители и производители, разбирался «Клопс». 

Участие в круглом столе приняли эксперты из автомобильной отрасли, в их числе — председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов и главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. Среди спикеров был и владелец электромобиля, гендиректор Voltfuel Артём Тачков.

Что сейчас происходит с электромобилями?

Стоимость нового авто на электрической тяге начинается примерно от 2 млн рублей. С уходом известных европейских и корейских брендов на рынок приходит всё больше китайских производителей, которые выпускают машины разных типов и ценовых категорий. 

Как рассказал Артём Тачков, на 1 января 2023 года в Калининградской области было зарегистрировано 309 электромобилей. Общее число машин в регионе превышает 400 тысяч. 

«Снять страхи с покупателей»: бизнес обсудил перспективы развития электромобилей в Калининграде - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Хватит ли зарядок?

В среднем заряда электромобиля хватит, чтобы проехать около 500 км. В Калининградской области нет таких расстояний, поэтому здесь пользоваться подобным транспортом даже удобнее. 

Сейчас в регионе установлено более 15 зарядных станций, из которых около 8 штук — быстрые. Операторами станций выступают «Россети» и частная компания Voltfuel. 

По подсчётам экспертов для комфорта водителей необходимо ставить в городе 1 быструю зарядку на каждые 45 авто и 1 медленную на каждые 15. Не стоит забывать, что обычно только 15-20% устройств находится в зонах общего доступа. Остальные же чаще располагаются во дворах многоквартирных домов, на предприятиях и так далее. 

«Зарядки должны быть во всех местах, где люди проводят время, чтобы можно было зарядиться, пока ты занимаешься своими делами, например, в ТЦ», — убеждён Тачков.

Пока станций в регионе всё же меньше, чем могло бы быть — на востоке области всего одна зарядка, она находится в Гусеве. 

«Станций уже хватает на то количество машин, которое есть, но чтобы снять все страхи потенциальных покупателей, надо, чтобы зарядки были везде», — добавил гендиректор Voltfuel. 

На фото гендиректор Voltfuel Артём Тачков | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
На фото гендиректор Voltfuel Артём Тачков. Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Какие ещё есть проблемы?

Некоторые из участников дискуссии высказали опасения по поводу сервисного обслуживания электромашин. Максим Кадаков заметил: есть несколько преимуществ в уходе за таким видом авто. В нём практически нет никаких масел, которые нужно менять, меньше изнашиваются тормозные колодки. Однако сервисов, действительно, сейчас пока маловато. 

Другая проблема — стоимость электромобиля, которая пока отталкивает покупателя своей величиной. В этом направлении и регион, и государство ведут работу — на покупку подобной машины можно получить субсидию. В Калининградской области развивается программа электрификации транспорта, которая утверждена губернатором. Она предусматривает как создание нормативно-законодательной базы, так структурирование льгот, которые должны мотивировать на выбор электромобиля. 

«46% стоимости авто составляет батарея. Батарея имеет срок жизни, после которого перестаёт принимать электричество, — это 3-5 лет, в зависимости от того, какая интенсивность использования», — объяснил Горбунов. 

Как утверждает представитель совета директоров «Автотор», покупать новую батарею через такой короткий срок использования — «это нецелесообразно». Поэтому «Росатом», который после строительства гигафабрики под Неманом начнёт выпускать оборудование для электромобилей, принял решение — батарея всё время будет принадлежать им. В настоящее время прорабатывается возможность лизинга батареи при покупке электромобиля.

«Когда ты покупаешь автомобиль, ты покупаешь право аренды батареи, которая в автомобиле, и платишь эту арендную плату. Как только она у тебя выходит (кончается срок использования — прим. ред.), «Росатом» через продавца забирает эту батарею назад, перерабатывает, и они дают тебе новую», — пояснил Горбунов.

Произведённые в Калининграде автомобили будут ориентированы на молодёжь и молодые семьи, а в названии появятся слово «янтарь».