С 1 сентября в России меняются правила работы такси. Что нового ждёт водителей и как это отразится на пассажирах, в материале «Клопс».
Стать таксистом смогут самозанятые
Цель федерального закона — урегулировать легальную деятельность водителей: избавить дороги от «серых» таксистов. Разрешат работать не только юрлицам, но и самозанятым. При этом допустят к работе далеко не всех: нужно будет оформить несколько документов, предоставить справку об отсутствии судимости.
Появится и ответственность: теперь все водители должны ежедневно проходить медосмотр, а машины — техосмотр (раньше это было за таксопарками). Агрегаторы теперь будут возмещать ущерб пассажирам за вред здоровью в случае ДТП.
Как новшество отразится на пассажирах?
Сами водители скептически относятся к нововведениям. Они считают, что количество таксистов уменьшится, потому что работать смогут только легальные — с лицензией. Это приведёт к росту цен на услуги для потребителей. Проезд по городу может составлять и 500 рублей: цифра приблизительная и может быть как меньше, так и больше, говорит председатель профсоюза такси региона Станислав Татаренко.
«Если частник делает лицензию сам, то должен решить, где проходить медосмотры, техосмотры предрейсовые. Никто из организаций просто не потянет нас всех принять. Причём это должна быть не абы какая организация, а профессиональная», — считает Татаренко.
Водитель уверяет, что стоимость осмотра шофёра и машины не маленькая — 800-1000 рублей. Это придётся закладывать в тариф.
«Я думаю, что в сентябре цены сильно скакнут на пару недель или месяц, пока водители не найдут лазейки», — считает Татаренко.
Есть и другие сложности: не все водители занимаются оформлением, многие даже не знают, как получить справку об отсутствии судимости. Перевозчик считает, что некоторые могут перестать работать с агрегаторами и таксопарками и вернутся к старой практике поиску клиентов с шашечками на точках. Альтернатива — договариваться о поездках в разных чатах. За 100 рублей калининградцев возить никто уже не будет.
Председатель общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова предлагает властям области активизировать работу с водителями, донести до шофёров все изменения.
«Если водитель что-то не знает, это недоработка местных властей. Закон был принят в 2022 году, и много за это время обсуждалось на различных площадках», — считает эксперт.
По словам специалиста, агрегаторы не будут накручивать тарифы с сентября, но у программ динамическое ценообразование.
«Не так давно был эксперимент со стороны такси «Максим» в одной из областей. Они выдавали заказы только легальным таксистам. Эксперимент продлился три часа, и стоимость поездки доходила до 5 тысяч», — рассказывает Зарипова.
Калининградские таксисты уверены, что подобное весьма вероятно и в нашем регионе: часть водителей сойдут с линии для оформления документов.
Что говорят власти?
В правительстве области подтвердили, что пока не оформляют самозанятых. Причина — закон не вступил в действие.
«Приём документов на выдачу разрешений самозанятым начнётся с 1 сентября 2023 года, когда поправки в федеральный закон о такси вступят в силу. На сегодняшний день нет законных оснований для выдачи разрешений самозанятым», — сказано в ответе регионального министерства развития инфраструктуры на информационный запрос «Клопс».
Власти рекомендуют водителям самостоятельно искать компании, которые смогут оказывать услуги по медицинским осмотрам и проверки машин.
«Организовать технический контроль и медицинский осмотр можно, например, заключив договор либо с имеющимися автотранспортными предприятиями, либо с какой-либо другой организацией, имеющей соответствующих специалистов», — отметили в министерстве инфраструктуры.
Всех таксистов занесут в специальные реестры. Это шанс для нелегалов выйти из тени, говорит министр развития инфраструктуры области Евгения Кукушкина.
«Обратиться за разрешениями можно как к нам напрямую в министерство, так и через госуслуги или МФЦ. Требования к самому парку прежние: белые или жёлтые машины с шашечками. Безопасность перевозок ложится на агрегатора», — сказала министр.
Срок действия разрешений, который выдаёт регион, составляет 5 лет. Ранее услуга обходилась водителям в 2 100 рублей. С сентября это будет бесплатно, что должно поддержать отрасль. Аттестация на знание города не требуется.
В правительстве области дали несколько рекомендаций таксистам для быстрого оформления документов.
- Самозанятым следует зарегистрироваться в налоговом органе, либо работать в качестве индивидуального предпринимателя или организации (например, как общество с ограниченной ответственностью).
- Если на настоящее время индивидуальным предпринимателям или организациям уже выданы разрешения на осуществление перевозки пассажиров и багажа в такси — они действительны на весь указанный в них срок. Никаких дополнительных документов оформлять не требуется.
Одна из причин повышения цен на такси в Калининградской области — наплыв туристов.