Калининградский автогонщик Вячеслав Гутак в свои 19-лет несколько раз выигрывал соревнования разного уровня. В интервью «Клопс» Вячеслав рассказал, как пришёл в это вид спорта, сколько это стоит и что ему не нравится на дорогах Калининграда.
— Недавно в ОАЭ прошли этапы заездов на выносливость азиатской серии «Ле-Ман». Почему это так называется и в чём их особенность?
— Главная особенность таких гонок в их длительности: 4 часа, 8 и даже 24. Мы соревновались 4 часа. Я и ещё два пилота во время питстопов сменяли друг друга. Гонки чисто командные. Вопрос не только в скорости, хотя приходится играть на грани. Не можешь быть небыстрым: любая осечка — потеря драгоценного времени. Нужно выдерживать баланс между безопасностью и скоростью.
— Насколько важна была победа в одном из заездов?
— Новая команда, мы все притираемся друг к другу. Гонки не прошли без ошибок, к сожалению. Тяжёлое получилось начало: я первый раз в жизни стартовал, обычно провожу середину гонки. Когда случилась на трассе авария и все должны были ехать не быстрее 60 км/ч, я забыл переключиться с одного режима на другой и часть круга проехал 80 км/ч. За это мы получили штраф, что осложнило гонку, но удалось отыграться.
— Вы выступаете за международную команду MV2S Racing. Как удалось попасть в состав?
— Перед стартом у меня было порядка шести предложений, почти три месяца вёл переговоры с разными командами, и в какой-то момент всё выглядело так, что я вообще пропущу чемпионат. Контракты подписываются в ноябре, а я — в конце декабря. Но в итоге поступило предложение, от которого нельзя было отказаться.
— Почему именно азиатская гоночная серия?
— Из-за сложившейся в мире ситуации я, к сожалению, не смог поехать на европейский чемпионат, хотя на это очень сильно рассчитывал. Провёл весь год в тестах, то есть без соревнований. Проехал по трекам всего мира 5 тысяч километров.
— Что дальше?
— Я всё ещё пытаюсь подписать контракт на европейскую серию «Ле-Ман». Надеюсь, что хороший сезон в Азии поможет провести переговоры в дальнейшем. Если нет, то подумаю над американским чемпионатом.
— Какую максимальную скорость развивали за рулём авто?
— 310 км/ч. Как раз во время заезда в серии «Ле-Ман».
— На какой машине вы ездите?
— Выступаю на машине с восьмицилиндровым, атмосферным мотором, объёмом 5.6 литра и мощностью в 480 лошадиных сил. Мужская машина для пожирания километров. Меня будоражит этот класс гонок, особенно за тот атмосферный не турбированный звук.
— Не ругают, если разбиваете машину?
— Все ходят с опущенной головой, матерятся по-итальянски. Но это импульсивно: понятно, что аварии случаются.
— Почему автоспорт. Папа привёл?
— Да. Мой отец Андрей Гутак до того, как стал предпринимателем, развивал автоспорт в Калининградской области. Когда мне было 9 лет, повёл в прокатный картинг. Мне это не нравилось, и в один момент я даже сказал, что не хочу. Спустя два года в Литве папа дал попробовать уже спортивный картинг, и вот в этот момент меня затянуло. Тогда папа не знал ещё, сколько это будет стоить...
— А сколько стоят занятия автоспортом?
— Скажу про картинг как наиболее массовое увлечение. Проехать один сезон чемпионата России стоит 120 тысяч евро. Это не те большие гонки, где я сейчас. В этом случае порядок цифр другой.
— Что входит в эти 120 тысяч?
— Это платёж команде за 6 этапов: топливо, резина, машина. Не включены ещё перелёты и проживание.
— А что с большими гонками?
— Бюджеты настолько сильно выше, что до 95% гонщиков с картинга отсеиваются.
— Наверняка все гонщики мира мечтают попробовать свои силы в «Формуле-1». У вас есть такие планы?
— Нет, я не питаю иллюзий: понимаем, что такие бюджеты потянуть нереально. Сегодня 12 из 20 пилотов в Ф1 платят деньги, чтобы там ехать. Эта дорога нам не по карману.
— Ваш контракт с клубом: вы платите за выступление или вам?
— Я плачу. Это же неолимпийский вид спорта, здесь нет сборной. Содержание одного пилота в год будет обходиться в сотни тысяч евро, никто не будет финансировать. Отвечу сразу на вопрос, почему в гонках нет призовых денег. В том же картинге был бы призовой фонд 200 тысяч рублей, но что это для меня, если взнос составляет гораздо больше этой суммы? Поэтому из приличия, в автоспорте нет призовых денег.
— Если говорить о дорогих видах спорта. Почему стоит выбирать автогонки, а не тот же теннис?
— Понятно, что все мы любим гонки за машину, звук, дороговизну. Это так или иначе самый престижный вид спорта в мире. И ты один из десятков людей, кто прикасается к этому. Гонки стоит любить ещё и за запах бензина и палёной резины. Но мой сын будет заниматься теннисом. Да, это тоже дорогой вид спорта, но несопоставимо с автогонками. Понятно, что автоспорт выращивает из мальчиков настоящих мужчин, становишься самостоятельным, ответственным, у тебя развивается мышление. Это очень здорово, но наверняка можно того же добиться и в других видах спорта. Не всем по карману. Бывают времена, что тяжело и задумываешься, а стоит ли оно того.
— Есть ли у вас автомобильные права категории Б?
— Да. Когда бываю в регионе, езжу за рулём.
— Как вам уровень калининградских водителей и какой совет можно дать нашим шофёрам?
— Даже если превышаешь скорость или ездишь не совсем по правилам, нужно всё время контролировать самого себя. Не говорю, что так правильно, но это происходит, все мы люди, многие нарушают скоростной режим. Когда превышаешь, нужна двойная концентрация: потому что если попадётся на дороге невнимательный водитель, который тоже нарушает, то будет авария. Если ездить строго по правилам, то вероятность попадания в ДТП крайне мала.
— Что не так у нас в области с дорогами, по мнению самого быстрого калининградского водителя?
— Меня расстраивает, что у нас вместе со снегом исчезает и асфальт, появляются ужасные ямы. Особенно почувствовал в районе Карла Маркса. Больно уже ездить стало, жалко подвеску. Очень много дорог таких, которые я бы назвал сложнопроходимыми. Причём это не какие-то непопулярные, речь про центральные. Я не знаю, как можно было до такого довести: возможно, есть ограничения бюджета, но надеюсь, что это изменится.
— А площадь Василевского не пугает?
— Нет. Да, круговое движение, там ходит трамвай. Много слышал про опасность, но достаточно просто смотреть на знаки и быть внимательным, следить за другими водителями.
— На какой машине ездите по Калининграду?
— BMW 3 серии.
— Не хочется на ней как следует разогнаться?
— Нет. Там всего 2 литра, дизель. Иногда еду чуть быстрее, чем можно, но никогда не исполняю на дороге: не подрезаю, не езжу боком и так далее.
— Гонки проводятся во многих городах мира. Есть ли у Калининграда потенциал тоже принять аналогичные соревнования?
— Очень хочу, чтобы у нас появилась хоть какая-нибудь гоночная трасса, но если быть рациональными, то нужно стремиться к строительству картинговой трассы. Она же сойдёт для мотоциклистов. Это же место, где дети будут расти. Что-то большее сейчас лишнее. Мы оторваны от «большой» России, у нас долгая зима, а трассу нужно монетизировать: должны быть постоянные соревнования. Пока в достаточном количестве таких турниров нет.
— Как часто удаётся бывать в Калининграде? Какие места обычно посещаете?
— В Калининграде бываю довольно часто, сейчас 3-4 месяца в году. Люблю гулять по острову Канта, Зеленоградск зимой очень красиво смотрится. Люблю пляж Янтарного. Наша область смотрится очень красиво. Калининград — российская Европа. Скучать не успеваю, но каждый раз с удовольствием возвращаюсь.
Калининградец выиграл международные соревнования в Дубае. В прошлом году спортсмен также праздновал успех.