Между Калининградской областью и основной частью России постепенно увеличивается количество паромов, которые доставляют грузы. Что ждать в будущем и какова ситуация на границе, в интервью «Клопс» рассказал зампред правительства региона Александр Рольбинов.
— Недавно вы побывали в портах Ленинградской области. Какова обстановка с паромами?
— С губернатором Антоном Алихановым выезжали в Санкт-Петербург и посетили все основные терминалы, откуда происходит загрузка судов по отправлению в Калининградскую область. Это порт Усть-Луга, усть-лужский контейнерный терминал и порт Бронка. Посмотрели, как организован процесс погрузки и выгрузки автомобилей по направлению в регион, как организованы электронные очереди, есть ли вообще очереди и как выстроена логистика. Помониторили жалобы со стороны грузовладельцев и грузополучателей.
— Какие сложности вы увидели?
— От Санкт-Петербурга до Усть-Луги большое расстояние, порядка полутора часов на машине, и есть некоторые неудобства для водителей. После того как шофёры довозят машину до порта, путь в аэропорт получается затратным. Да, мы решили вопросы с квотами и билетами для водителей, но тем не менее неудобства остаются, и нас это очень сильно беспокоит.
— Может ли такое случиться, что морской путь станет единственным для Калининградской области?
— Не хочу никого пугать, и у нас грузы едут по железной дороге, но мы должны быть готовы ко всему. Рассматриваем такую возможность, что придётся увеличивать объём и по морю. А если это будет происходить, соответственно, мы должны быть к этому готовы.
— А что сейчас с очередями на терминалах в Питере?
— Если сравнивать с весной и даже летом, то сейчас вся система работает на 4 с плюсом по пятибалльной системе. Живой очереди уже нет, водителям не надо жить неделями в машинах. Мы видели в накопителе порядка 30 машин, они дожидались загрузки на паромы.
— Сколько сейчас паромов на линии?
— 4 железнодорожных парома, плюс сухогрузы и контейнеровозы. В общей сложности 17 судов. Нам хотелось бы поставить два парома для накатных грузов с пассажирскими каютами. Мы занимаемся поиском таких судов и поставкой их на линию.
— У дальнобойщиков на прошлой неделе возникли новые проблемы: в Литву перестали пускать на арендованных авто. Есть ли выход?
— Провели совещание с перевозчиками, Ространснадзором (Северо-Западное МУГАДН), где рассмотрели несколько вариантов и нашли два простых решения. Первое: переоформление автомобиля путём купли-продажи через ГИБДД. Второй вариант больше подходит компаниям: многие уже начали этим заниматься. Северо-Западное МУГАДН выдаёт удостоверения допуска на осуществление международных перевозок. Раньше оформление занимало около 20 дней, но мы добились сокращения сроков до 6-7 суток. Довели эту информацию до всех перевозчиков. Думаю, что до конца недели все проблемы закроем.
— Как ещё власти поддерживают наших грузоперевозчиков?
— Правительством области принято решение о поддержке компаний, имеющих в собственности автомобили, растаможенные на Калининградскую область. До 20 декабря владельцы авто свыше 250 лошадиных сил могут подать документы на компенсацию транспортного налога. Субсидия предусматривается на два года, поэтому получить ее можно будет и в 2023-м.
— Не снизился ли грузооборот?Сколько за сутки проходит машин через границу?
— Мониторим каждый день. Количество меняется, но в целом держится на одном уровне: более 400 авто в сутки. Есть и легковушки: 400 машин, это частные перевозки.
— Сейчас по транзитному направлению для грузовиков работает только один погранпереход в Чернышевском. Когда заработает самый большой пункт в Дубках?
— С нашей стороны всё готово, объект сдан. Мяч на стороне Литвы. Очередей в пунктах пропуска сейчас нет, но мы понимаем, что в будущем проблему с очередями нужно решать, поэтому ещё в марте обращались в Минтранс, чтобы рассмотрели вопрос и возобновили межгосударственный диалог с Литвой об открытии перехода на той стороне в пункте Рамбинас. Мы хотели, чтобы открыли ещё и Рамонишкяй, подготовили все документы для МИДа, а Министерство иностранных дел направило ноту, но, к сожалению, из-за текущей ситуации ответа мы не получали.
— Остальные пункты пропуска готовы к возобновлению работы?
— Приятная новость, что мы отремонтируем некоторые пункты пропуска. Например, Мамоново, Багратионовск. В следующем году начнутся работы. И когда границы откроются, все смогут поехать.
— Вы сказали о 400 легковушках, которые пересекают границу. Это все машины едут по направлению основной части России?
— Если посмотреть количество пересечений, то увидим, что в польском направлении едут больше. Например, за сутки через «Мамоново-2» выехало 106 авто и 117 въехало, в Багратионовске —почти 30 авто. В этот же день через Чернышевское покинули область 85 и 76 вернулись. Две трети жителей используют польское направление.
— Другой вопрос, который активно обсуждался: введение электронной очереди, чтобы фуры не скапливались у погранпереходов. На каком этапе этот процесс?
— Мы договорились с Минтрансом России. Работа находится на завершающей стадии. Когда строили пункт в Дубках, то сделали место под так называемый отстойник, чтобы там водители могли ожидать. Саму систему планируется запустить в 2023-м.