В регион едут не для того, чтобы сэкономить на съёмках, а за красивыми локациями — об этом и многом другом в интервью «Клопс» рассказал министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак.
В этом году было запланировано 40 миллионов рублей на компенсацию затрат кинокомпаниям, снимавшим фильмы на территории региона. Сколько в итоге было выплачено?
— 66,3 миллиона рублей в этом году мы заплатили. Самая большая сумма — 16 миллионов 567 тысяч рублей — была выплачена продюсерской компании «Маруся Продакшн», они снимали фильм «Туда и обратно».
При планировании бюджета на рибейты вы заранее знаете, сколько картин будет сниматься в регионе и кто захочет компенсацию?
— Нет. К примеру, из 23 проектов этого года на выплаты подались только 11. Не всегда рибейт — самоцель, многие едут к нам за локацией. В этом году очень здорово мы зарабатывали деньги, я имею в виду налоги и всё остальное, поэтому у нас появилась возможность увеличить бюджет — вместо запланированных 40 миллионов выплатить 66,3 миллиона.
Но мы понимаем, что когда-то мы остановимся, у нас не будет возможности выплачивать 200-300 миллионов рублей. Если будут такие большие суммы, то придётся вводить конкурсную основу. Мы долго думали, как это можно организовать, чтобы всё было максимально прозрачно и объективно, но пока такой проблемы нет.
Были ли ситуации, когда по каким-либо причинам приходилось отказывать?
— С 2017 года был только один случай, когда мы не выплатили деньги компании. Случилось это по идеологическим причинам. Решение было принято кинокомиссией: они посмотрели фильм, и им показалось, что нелогично платить деньги из регионального бюджета за тот сценарий, что был реализован. Но в этом году, кстати, эта же компания уже получила рибейт за другой проект.
В начале года вы анонсировали компенсации для клипмейкеров и рекламщиков. Пока, насколько известно, таких компенсаций ещё не было. Что пошло не так?
— Мы также планировали 20% от общей суммы выплачивать, запланировали 10 миллионов рублей, но мы столкнулись с достаточно сложной задачей — сделать корректную документацию, регламент. Мы решили это всё перенести на следующий год.
Почему?
— По сути, любой музыкальный клип, даже для Tik-Tok, может попасть под этот рибейт: пожил в хорошем пятизвёздочном отеле, поездил на дорогой арендованной машине, снял клип, а потом приходит и предъявляет нам рибейт — и мы должны выплатить. Причём, несмотря на то, что этот клип, условно говоря, снят не заслуженным режиссёром или серьёзным артистом, а любителем, который вообще нигде не ротируется. А потом он просто в Instagram или Tik-Tok выложит, и всё. Поэтому мы всё-таки решили взять паузу, чтобы доработать документацию. Очень важно не превратить хорошее начинание в фарс.
Анимацию вы тоже планировали оплачивать.
— И в этом вопросе мы взяли паузу. Очень сложно понять, какие деньги будут потрачены именно на территории региона, потому что монтаж делается в Москве, у нас пока нет инфраструктуры для этого. Поэтому в следующем году будем внимательно смотреть и, возможно, найдём правильное решение, которое позволит корректно и эффективно использовать бюджетные деньги.
А как это делается на примере кино и сериалов?
— Смотрите: 20% их трат мы оплачиваем, но остальные 80% они тратят здесь. Если мы выплатили 20 миллионов, значит, 100 осталось в регионе: они потрачены на наши отели, рестораны, на аренду оборудования, площадей и так далее. И, помимо любимой мной нативной рекламы, это живые деньги. В рекламе, клипах и анимации пока трудно отследить возвратность, но мы над этим работаем.
Какие трудности встречаются при съёмках в Калининградской области? Вероятно, кинокомпании привозят много оборудования на машинах, случаются ли в этом плане проблемы?
— Есть такая проблема, мы её понимаем. Чтобы её решить, нужно садиться с таможней, создавать согласительную комиссию. Они подчиняются своим ведомственным документам: чтобы внести в них изменения, нужно проделать серьёзную работу. К примеру, когда у нас вводилась электронная виза, там тоже была инструкция «лохматых» годов, когда человеку, который приезжал на территорию РФ, приходилось заполнять справку-уведомление, что он ввозит с собой машину. Причём справка была на русском языке. Естественно, иностранцы удивлялись. Им эти бумажки раздавали, пока они ещё в очереди стоят, чтобы успели ознакомиться, но они всё равно не понимали, под чем подписываются. Плюс там ещё было условие: мол, дайте телефон, по которому мы вас можем найти. Это казалось глупым, но таможенники объяснили: иностранцы приезжали на старых авто и бросали их здесь, просто чтобы не платить дорогой налог на утилизацию в своей стране. А потом этот автохлам нужно было собирать по городам. В следующем году мы подумаем, как решить таможенный вопрос для кинокомпаний.
Ну и напоследок: случались необычные инциденты на съёмочных площадках?
— 99% сложностей решает Фестивальная дирекция, но бывают такие моменты, когда необходимо административное вмешательство, тогда я помогаю. У нас был случай на съёмках фильма о Викторе Цое: нужно было перегородить кусок дороги, чтобы снять кадр, как «Мерседес» обгоняет автобус, в котором везут тело Цоя. Нужен был прямой участок, чтобы этот манёвр заснять. Мы перегородили дорогу, со всеми договорились, а в этот момент поехали мусоровозы, которым нужно на свалки везти мусор. Они никак не хотели ехать туда в другое время. Мне пришлось вмешаться, я стоял и не пускал мусоровозы, попросили ГИБДД сопроводить их на свалку другой дорогой. Удалось, и съёмки фрагмента закончили.