Существуют ли инопланетяне, надо ли учить детей астрономии и зачем вообще смотреть в небо? Астрофизик, кандидат физико-математических наук из Новосибирска Дмитрий Эпштейн рассказал «Клопс», как выбрать телескоп и что смогут увидеть калининградцы в ближайшее время.
— Зачем уроки астрономии в школе?
Чтобы люди знали, как устроен окружающий мир, чтобы нас реже обманывали, чтобы меньше людей верили, что гороскоп работает. Если весь бюджет, который тратят на астрологов, потратить на космонавтику, то мы ещё несколько человек сможем отправить в космос.
Есть два культовых фильма. Один называется «Кин-дза-дза!», второй — «Автостопом по галактике». У них общая идея — люди потерялись, им нужно вернуться домой. Но ни в том, ни в другом случае они не могут назвать адрес. Когда моя дочь в первом классе пришла с уроков окружающего мира, она сказала: «Папа, я записала адрес, но я знаю, что он звучит ещё длиннее». У неё было написано: «Евразия, Россия, город, дом, улица». Она попросила меня назвать полный адрес, который знают астрофизики. Там самое крупное — сверхскопление галактик Ланиакея.
Если детей похитят инопланетяне, захватят космический корабль, они должны знать, куда лететь домой.
Чем раньше рассказывать детям об астрономии, тем лучше. Я считаю, что давать её в познавательном формате нужно уже в пятом-седьмом классах. А в десятом-одиннадцатом давать астрофизику.
— А инопланетяне существуют?
Я думаю, что они есть, просто мы с ними пока ещё не познакомились. Ни один учёный вам не скажет точно, да или нет, потому что нет данных ни отрицающих, ни подтверждающих. Учёный скажет, что на сегодняшний день наличие жизни не зафиксировано, но это не значит, что её нет.
— Вы приехали в Калининград, чтобы читать лекции учителям. Что именно вы хотите до них донести?
Я хочу до них донести простую мысль: в первую очередь нужно сделать так, чтобы после того, как дети слышали слово «астрономия», у них не всплывали в голове нудные уроки, а вспоминались интересные факты о Вселенной. Потому что астрономия на сегодняшний день — самая быстроразвивающаяся наука, в последние 15 лет все Нобелевские премии связаны с астрофизикой. Банально — чтобы школьники умели читать заголовки новостей. И хочется, чтобы журналисты понимали, что фотографий чёрной дыры не существует, это оксюморон. Её невозможно сфотографировать.
А ещё я являюсь преподавателем педагогического университета, курсов, связанных с астрономией. Там я учу двум вещам: как преподавать астрономию и пользоваться телескопом, потому что в современную школьную программу это не входит.
Как в XIX веке необученные люди не знали, с какой стороны подходить к лошади, чтобы на неё сесть, так же современные дети не знают, за какое место у телескопа браться, чтобы увидеть что-то в нём.
Астрономия вернулась в школы в 2017 году. Преподавать могут физики или географы, иногда учителя химии и биологии.
Иногда дети спрашивают, откуда на Солнце пятна? Я говорю, что пришли малыши и грязными руками испачкали. Первая задача, которую надо ставить учителям астрономии, сделать так, чтобы от предмета не воротило.
— Как вы сами стали преподавать астрономию?
Я к этому шёл постепенно и внезапно для себя. Семь лет назад мне позвонила моя учительница физики из моего родного города. Она сказала: «Дмитрий, в Бердске проблема, в соседней школе нет учителя физики. Можешь ли ты помочь и выручить?» А я был аспирантом в своём институте. У меня было время, и я попробовал. Мне там понравилось. Через полгода я ушёл из-за аспирантуры, но когда у меня снова появилось время, я осознано пошёл работать учителем физики. В одной из школ мне сказали, что у них есть курс астрономии, мне отдали его вести. Так и началось!
— Кто идёт профессионально заниматься астрономией?
На самом деле, сложный для меня вопрос. Вот я не являюсь профессиональным астрономом, я являюсь преподавателем астрономии. Я по научной специализации работаю на стыке математики, программирования и физики. Просто я смог, используя опыт научной работы, тщательно изучить тему, чтобы объяснять её людям.
Астрофизики в большинстве своём люди непубличные, это небольшое сообщество, но их и не нужно много. Они занимаются исследованием Вселенной. Задач современной астрономии не так много: нахождение объектов в околоземном пространстве, которые представляют угрозу для человечества.
— Как стать астрономом-любителем?
Начинать нужно с простого телескопа небольшого диаметра, как минимум семь сантиметров. У вас в Калининграде есть специализированные магазины оптики, либо можно заказать в интернете. Я специально привёз телескоп «Новосибирского приборостроительного завода», он стоит 25-27 тысяч.
Нет смысла замахиваться сразу на большой телескоп, любитель не сможет много от него взять, а финансовые затраты будут существенными. Самый простенький телескоп начинается от 10-15 тысяч.
У него несколько задач: рассмотреть детали далёких объектов, увидеть объекты, которые глазом не видны, и проследить за объектом. Карусель Земля делает полный оборот за сутки.
Когда ты катаешься на карусели, видишь: «Ой, папа промелькнул, ой, снова папа промелькнул». Но папа-то на месте стоит. Так же и звёзды.
Дальше стоит поговорить с сообществом любителей астрономии. Попросить поучаствовать в их наблюдениях и посмотреть, как это делают уже опытные люди. Можно заглянуть на форум любителей астрономии и задать свои вопросы. Там есть раздел для новичков.
Я бы рекомендовал две старые советские книжки: Владимир Цесевич «Что и как наблюдать на небе». И есть не менее известная книжка «Справочник любителей астрономии» Петра Куликовского. Она издана в середине XX века, но остаётся актуальной до сих пор.
— Многое уже открыто. Зачем продолжать наблюдения, если мы всё равно туда не полетим?
Исследования далёких объектов решает несколько задач. Первая — мы узнаём, что было раньше, как Вселенная развивалась в более ранние периоды. Мы смотрим не только вдаль, но ещё и в прошлое. То излучение, которое фиксирует телескоп, движется со скоростью света. Если у нас есть объект на расстоянии миллиона световых лет, то это значит, что мы видим его состояние миллионы лет назад.
В астрономии, к сожалению, всё плохо с экспериментами. Их невозможно поставить, можно лишь моделировать на компьютере. И мы, уточняя данные наблюдений, улучшаем собственные модели расчётов.
15 лет назад был очень плохой прогноз погоды. Сейчас достоверность прогноза погоды на три-пять дней очень высока. 20 лет назад метеорологи даже на завтра могли ошибаться. Современные компьютерные системы позволяют прогнозировать с вероятностью 80% на три дня. Это очень большой срок. Очень много данных нужно учесть.
Если говорить про астрономию, там похожая ситуация. Чем больше данных мы можем учесть, тем лучше мы представляем, что с нашей планетой будет завтра. Мы лучше понимаем, как мы появились. Мы можем описать развитие системы и окружающий мир.
— То есть астрономы часто не знают, когда их открытия понадобятся?
Да, мы не знаем на сегодняшний день, где нам это пригодится. Альберт Эйнштейн, когда в начале XX века открывал общую теорию относительности, не знал, что мы с помощью неё будем вызывать себе такси. Общую теорию относительности сейчас используют спутники навигации.
— Что в ближайшее время калининградцы смогут увидеть на небе?
У нас идёт метеорный поток Лириды из созвездия Лиры. Метеорные потоки смотрят просто глазами, потому что надо охватывать большой участок неба.
Наиболее яркое событие — это солнечное затмение 10 июня. Нужен очень мощный фильтр: закопчённое стекло, дискета, сварочная маска, специальные очки. Через эти очки ничего не видно кроме Солнца. Это специальная плёнка из лавсана, которая пропускает очень малую долю солнечного света, тысячную процента.
Есть сервис timeanddate. Он англоязычный и даёт информацию о Солнце и Луне. Есть виртуальные планетарии, например, stellarium.
— Любите ли вы научную фантастику и что можете посоветовать?
Мне нравится научная фантастика, которая вызывает вопросы, которая сподвигает проверить: а правда или нет? Ну, вот как например фильмы «Марсианин», «Интерстеллар», «Гравитация», которую все ругали. Но чтобы её поругать, надо взять и почитать, как же на самом деле. Я считаю, что любая научная фантастика имеет право на жизнь.
Есть известные фантасты Аркадий и Борис Стругацкие, но мало кто знает, что Борис Натанович был астрофизиком. И у них очень тщательно прописаны технологии в книжках, потому что они в этом разбирались. Там очень много интересных моментов, которые можно прямо брать и проверять с точки зрения науки.
Была книга, изданная в рамках TED Talks, называлась она «Как мы будем жить на Марсе», автор Стивен Петранек. Там разобраны технологии, которые позволят человеку завтра условно улететь на Марс. У нас нет на сегодняшний день реальной серьёзной преграды, которая помешает взять и прямо завтра отправить человека на Марс.
Дмитрий Эпштейн — известный популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН, руководитель астрономического кружка. Учёный прилетел в Калининград по приглашению Информационного центра по атомной энергии в рамках проекта «Энергия науки».
Как и когда попасть на лекции Дмитрия Эпштейна, читайте в материале «Клопс».