В Калининградской области в 2020 году провели ремонт на всех запланированных трассах, несмотря на пандемию. Как дорожно-транспортная отрасль переживает этот год и чего ждать калининградцам, в интервью "Клопс" рассказала министр развития инфраструктуры региона Евгения Кукушкина.
— Каковы итоги национальной программы "Безопасные и качественные автодороги". Что в этом году удалось сделать такого, чего не было раньше?
— В октябре были завершены работы на всех 16 автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, как и планировалось в 2020 году. Общая протяжённость — 37 км. Благодаря дополнительным средствам федерального бюджета до конца года водители поедут по ещё двум дорогам — улице Строительной в Гурьевске и участку трассы Калининград — Полесск. Их мы планировали к вводу в 2021-м.
В этом году приведём к нормативу на 14 километров больше, чем планировали. Ещё порядка 88 км трасс у нас "переходящие" — их ремонт продолжается в следующем году. Особенность 2020-го — мы рано заключили контракты с подрядчиками, что позволило дорожникам быстрее начать работы на объектах. Эта практика продолжится.
— По этой программе привели в порядок с десяток важных магистралей в Калининграде: Киевскую, Комсомольскую, Черняховского и другие. Осенью стало известно, что больше городские дороги ремонтировать по БКАД не будут. Почему?
— Поставлена задача привести к нормативам в 2024 году 50% региональных дорог. Со следующего года доля дорог местного значения, участвующих в проекте, будет сокращаться. В 2021-м планируется привести к нормативу порядка 163 км региональных дорог. Безусловно, будут продолжены работы на шести "переходящих" объектах.
— Акцент смещается на областные дороги. Что будет взамен у городов? Есть ли планы по участию в других программах?
— Нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" не единственный способ привлечения средств областного бюджета. Наше министерство проводит отбор на предоставление субсидий муниципальным образованиям из регионального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию и строительство. Если есть проектно-сметная документация, муниципалитеты вправе подаваться заявки и получать поддержку из областного бюджета.
— Сколько региональных дорог планируется отремонтировать до 2024 года. Можно ли назвать направления уже сейчас?
— Перечень определяется ежегодно после проведения инструментальной диагностики дорожной сети. Наше министерство аккумулирует предложения муниципальных образований и граждан, в том числе по итогам проведения общественных обсуждений.
— В БКАД планировалось включить умные светофоры для Калининграда. Этот проект тоже откладывается?
— Министерством развития инфраструктуры в настоящее время готовится заявка для выделения средств из федерального бюджета. Планируем внедрить интеллектуальную транспортную систему Калининградской области. В 2021 году будет создан специальный Центр управления.
— А что это будет, зелёная волна?
— Хотим задействовать автоматизированные и роботизированные технологии при организации дорожного движения. Управлять светофорами будет интеллектуальная транспортная система. Основные цели — оптимизация маршрутов, сокращение смертности на дорогах.
— Главный вопрос: получится ли победить пробки в Калининграде?
— Программой предусматривается увеличение пропускной способности дорог благодаря регулированию транспортных потоков и информированию об условиях движения.
— В Калининградской области более 600 мостов. Часть из них в аварийном состоянии. Что будет с ними?
— Правительством области согласовало с Федеральным дорожным агентством план мероприятий по реконструкции и ремонту мостов. Готовится проектная документация по 54 объектам. Приводим в порядок сооружения и в плановом порядке, например, при реконструкции областных магистралей.
— На хороших дорогах и скорости выше. Как обстоят дела с безопасностью водителей и пешеходов?
— Мы регулярно проводим мониторинг аварийности. Определили несколько участков, где нужно было предотвратить ДТП. Например, в Калининграде изменена работа фаз светофора на перекрёстке Московского проспекта и ул. Лесная, у поворота на посёлок Прибрежное. Частично вырубили зелёные насаждения на участке трассы Калининград — Крылово через Правдинск, установлена Г-образная опора с наружным освещением на участке Южного обхода Калининграда. Для безопасности пешеходов в Гурьевском районе, на дороге Константиновка — Вишнёвка — Космодемьянское, и в посёлке Отрадное за Светлогорском построили пешеходные дорожки в стороне от проезжей части.
Самая болевая точка — это нарушение правил дорожного движения водителями. За девять месяцев 2020 года шофёры стали виновниками 86,5% всех происшествий. Они спровоцировали 603 ДТП, в которых 61 человек погиб и 746 получили ранения. Сотрудниками ГИБДД пресечено более 617 тысяч нарушений ПДД.
— БКАД — это ведь не только дороги. Какие мероприятия, повышающие безопасность, удалось реализовать благодаря нацпроекту?
— За четыре года работы в регионе отремонтировано 55 улиц и дорог, установлено три тысячи дорожных знаков и 150 светофорных объектов. Эта работа будет продолжена. В планах установить три метеостанции, которые позволят отслеживать состояние дорожного полотна, 11 светофоров с автономным питанием, десять километров барьерного ограждения. На деревьях вдоль трасс устанавливаем 11 тысяч металлических поясков со световозвращающей поверхностью, что позволит водителям лучше ориентироваться на дороге в тёмное время суток. Новые пояски — эксперимент, который был одобрен главным управлением по безопасности дорожного движения МВД России.
— Вы упомянули метеостанции. Какой результат водители могут ощутить после их появления?
— Дороги Калининградской области уже оснащаются метеостанциям. При помощи датчиков измеряется температура внутри дороги, на поверхности, толщина слоя воды или снега, вид и интенсивность осадков, скорость и направление ветра и так далее. Всего фиксируется порядка 30 параметров. Комплексы фиксируют степень и момент обледенения покрытия, а также позволяют отслеживать объём антигололёдных смесей, которые применили дорожники. Подрядчики получают самую ценную информацию — краткосрочный прогноз на четыре часа. Имея эти данные, можно провести превентивную обработку того или иного участка, например, маршрута школьного автобуса. Для автомобилистов метеостанции играют информирующую роль: на дисплей выводится информация, которая поможет ориентироваться в дорожной обстановке, например, снизить скорость при гололедице, или быть внимательнее из-за аварии впереди.
— Крупный дорожный объект этого года — трасса до порта в Пионерском. Успеют ли подрядчики открыть проезд до конца года?
— Срок завершения строительства участка от посёлка Зори до границы Пионерского — 1 декабря 2020-го. До конца текущего года здесь планируется получить все заключения и ввести объект в эксплуатацию. Контракт на строительство магистральной улицы в самом Пионерском будет продлён на следующий год.
— Пандемия коронавируса затронула множество сфер. Как переживают эту историю дорожники, транспортники региона? Нет ли опасений, что кто-то может не выполнить свои обязательства?
— Дорожники отнесены к непрерывно действующим организациям, работы идут по графику с учётом ограничений. Для дорожной отрасли были приняты меры поддержки: увеличены авансовые платежи, есть возможность продлить контракты. Центр поддержки предпринимательства Калининградской области предоставляло займы под 0,1 % на текущие расходы. Этим воспользовались и некоторые автотранспортные предприятия региона, перевозящие пассажиров. Ни одна компания свою деятельность не остановила.
— В этом году произошла страшная авария с участием пассажирского автобуса на трассе под Янтарным. Что можно сделать на этой дороге, чтобы минимизировать подобные происшествия?
— Мы в министерстве разработали комплекс мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автодороге Переславское — Круглово. Планируем установить стационарные комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, пункт автоматического весогабаритного контроля и снести часть деревьев. Готовим обращение в Калининградскую областную думу о необходимости инициировать на федеральном уровне внесение изменений в КоАП России. Необходимо ужесточить ответственность водителя за нарушение правил пользования телефоном, а также снизить нештрафуемый порог с 20 км/ч до 10 км/ч для пассажирского транспорта.
С руководителями автотранспортных предприятий обсуждается введение минимальной дистанции не менее ста метров между грузовиками и автобусами. Хотим, чтобы перевозчики разработали систему поощрений и наказаний за соблюдение или нарушение правил дорожного движения. Будем настаивать, чтобы все автобусы были оснащены видеорегистраторами с функцией записи происходящего в салоне и дорожной обстановки.
— Вопрос не про дороги. Недавно общественники обратились к властям региона с просьбой пускать все такси на привокзальную площадь Храброво. Сейчас часто пассажиров высаживают у шлагбаума. Как можете прокомментировать этот конфликт?
— Решение об установлении тарифа на повторный въезд на парковку в течение двух часов было вызвано необходимостью ограничить работу нелегальных таксистов. Они часто навязывают свои услуги пассажирам, не выдают чек, не следят за состоянием автомобиля и своим внешним видом, не имеют разрешения на перевозку. Ограничений на деятельность такси в аэропорту Храброво нет. Въезд на основную или гостевую парковку возможен на общих основаниях. Правомерность установленных тарифов на услуги стоянки подтверждена УФАС по Калининградской области, которая не нашла нарушений в действиях АО "Аэропорт "Храброво".
— В 2018 году в центре Калининграда выделили остановки для междугородних автобусов. Пассажирам не легче: нет скамеек и козырьков...
— Размеры тротуара не позволяют оборудовать там остановочные павильоны. Это возможно только после реконструкции улицы.