34-летний Максим Чубарев построил с нуля аэродром в Гурьевском районе и лично пригнал самолёт из США. В интервью “Королевским воротам” Максим рассказал о своём клубе скайдайвинга Aeroland и связанных с ним мечтах.
— С чего началось твоё увлечение скайдайвингом?
— Я начал заниматься парашютным спортом в 2001 году, когда учился в 11-м классе. Первый прыжок был в местном аэроклубе на десантном круглом парашюте. Мне так понравилось, что в тот день я прыгнул и во второй раз. После было ещё несколько прыжков с друзьями, но дальше эффект новизны прошёл, атмосфера советского аэроклуба со всеми вытекающими меня не увлекла.
Позже на просторах интернета увидел видеоролики скайдайверов по всему миру. Всё выглядело совершенно иначе: современные парашюты, прыжки с большой высоты, люди парили как птицы над самыми живописными местами в мире, строили фигуры в свободном падении. И я почувствовал, что хочу быть к этому причастен. Тренироваться в Калининграде на тот момент было негде — прыжки максимум с 2 000 метров, устаревшее оборудование. Начал изучать, где могу заняться скайдайвингом, и нашёл аэроклуб в Литве. Там совершил свои первые сто прыжков.
Дальше были поездки на лучшие дропзоны мира, знакомства с топовыми спортсменами, тренировки и сборы в самых разных уголках планеты: США, Испания, Дубай, Таиланд, Кения и другие страны. Сегодня у меня 3 700 прыжков. С 2015 года участвую в Российских национальных рекордах, в 2018 году был приглашён на мировой рекорд в Чикаго. Мы строили фигуру из 200 человек вниз головой в свободном падении на скорости 300 км/ч, выпрыгивая из девяти самолётов. Эти эмоции не забыть.
— Быть спортсменом — одно дело. Открыть собственный аэроклуб — совсем другое. Как? Зачем?
— Впервые идея возникла в 2012 году. Наши соседи, Литва и Польша, давно имели современные парашютные центры, не говоря уже про Москву и другие большие города России. Меня мучал вопрос, почему этого нет у нас. Ждать чуда бессмысленно, я начал вынашивать план. Тогда я был очень далёк от авиации, понятия не имел, какие существуют законы, какие необходимы документы. Решил обратиться к профессионалам и объединился с ДОСААФ на базе аэродрома Девау. Было вложено много сил и ресурсов: закуплено современное оборудование, обучен инструкторский состав, почти целый летний сезон мы работали. Но, как часто бывает в любом партнёрстве, взгляды по ключевым вопросам разошлись, и я вернулся к первоначальному плану строительства собственной площадки, позволяющей реализовать лучший мировой опыт.
В 2014 году удалось найти и приобрести подходящий земельный участок недалеко от Калининграда в посёлке Подгорное. Дальше начался долгий процесс согласований, подготовки и оформления документов, получение статуса посадочной площадки в Росавиации, формирование команды. Пришлось стать профессионалами не только в прыжках с парашютом, но и в авиации. В какой-то момент я понял, что для этого нужно самому стать лётчиком. Уже два с половиной года у меня есть лицензия пилота, которую получал в Испании.
— Покупка земли, нескольких самолетов, строительство аэродрома — хобби не из дешёвых. Во сколько оцениваются инвестиции на текущий момент?
— Общий объём инвестиций по проекту составил уже около 50 миллионов рублей. Деньги потрачены на покупку земли, обустройство травяной взлётно-посадочная полосы (1200 на 60 метров), постройку авиационного ангара с офисными, бытовыми помещениями и учебными классами. Приобретены три воздушных судна — Ан-2, Cessna-T206H, Piper PA-38, а также современное парашютное оборудование. Немалая доля средств ушла на обучение и повышение квалификации персонала. К сожалению, не все из них дождались запуска проекта. Не поверили, что доделаю. Сейчас, возможно, жалеют.
— Как заработать на всё это? Брал кредиты?
— Пока что справлялись своими силами. Скажу честно, было непросто, пришлось во многом себе отказывать ради мечты. Я занимаюсь бизнесом с 2008 года. Тогда мы с партнёром основали группу компаний “Базис-Бетон” и строительную компанию “Основа”. Производим бетон, железобетонные изделия, занимаемся строительными работами, перевозкой тяжёлых грузов, погружением свай, перевалкой и продажей цемента.
— Вернёмся к самолётам. Один из них ты лично доставлял из США, расскажи об этом.
— “Аэроленду” был нужен самолет, с которого можно осуществлять парашютные прыжки с высоты 4 000 метров. При этом он не должен был быть большим из-за сложности с заполняемостью. Выбор пал на Cessna T206H — это многоцелевой самолет, подходящий как для прыжков, так и для обзорных экскурсий. Вариант нашёлся в Америке, во Флориде. Там очень развита малая авиация, а вторичный рынок самый большой в мире. Но покупка — это полдела, дальше встал вопрос доставки в Калининград. Можно было снять крылья и погрузить в морской контейнер или лететь своим ходом. Трансатлантический перелёт на однодвигательном самолёте — опасный вызов и для самолёта, и для пилота, но я не мог его не принять и отказать себе в таком приключении. Последовали два месяца серьёзной подготовки, включающую детальную проработку маршрута, изучение погоды, оснащение самолёта средствами спасения, подбор экипировки и отработка действий на случай аварийной посадки в океан.
Сам перелёт занял 40 часов, 18 из них — над Атлантикой. Посадки были в Канаде, Гренландии, Исландии, Шотландии, Германии и Польше. Маршрут был очень интересным, по пути удалось пролететь на высоте 30 метров над полосой NASA на мысе Канаверал и нарезать пару кругов над статуей свободы в Нью-Йорке. Но больше всего впечатлили фьорды и ледники Гренландии, красоту этих видов сложно передать словами, кажется, что побывал на Луне.
— Что дальше?
— Сегодня в мире почти 90 процентов летательных аппаратов эксплуатируется именно в малой авиации, она рассматривается как одна из наиболее перспективных авиационных отраслей. В России в целом, и в Калининграде в частности есть большой потенциал для развития и роста в этой отрасли. Всё больше людей начинает интересоваться и понимает, что иметь собственный самолёт — не увлечение для миллионеров. Путешествие в Европу на небольшом самолёте для пяти-шести человек сопоставимо по затратам с путешествием на автомобиле. Например, полёт из Калининграда до Берлина обойдётся в 25-30 тысяч рублей на шестерых, лететь порядка 2,5 часов. Согласись, это намного интереснее и быстрее автомобильного путешествия. Да и совершенно другой уровень впечатлений и комфорта.
Такое направление, как авиационный туризм, будет набирать обороты. По данным ассоциации MAK General Aviation Services, в 2019 году в Россию прилетело более 100 лёгких иностранных воздушных судов. Наш регион как ни один другой по своему географическому положению подходит в качестве хаба частной и деловой авиации и может стать транзитным пунктом как для российских авиаторов, летящих в Европу, так и для иностранцев, намеренных прилететь в Россию. Уверен, что если мы создадим необходимую инфраструктуру, регион получит дополнительный поток туристов. Дальнейшим вектором развития площадки может стать обустройство мест стоянки, хранения, заправки и обслуживания самолётов малой авиации. Также будет необходима бетонная взлётно-посадочная полоса. Она позволит нам круглый год принимать все типы воздушных судов малой авиации. В этот раз мы надеемся, что проект будет оценён как туристически привлекательный и нам удастся заручиться финансовой поддержкой правительства Калининградской области. Тогда мы сможем воплотить наш план уже к лету 2021 года.
— Планы наполеоновские, но разве можно из этого сделать бизнес?
— Скажем так, это точно не то направление, где быстро зарабатывают. Но в перспективе при правильном подходе и загрузке это может быть интересным. Мной движет страстное желание поделиться опытом и дать калининградцам качественную площадку, где они смогут безопасно совершить свой первый прыжок с парашютом на современном оборудовании, полетать на самолёте и увидеть нашу область с высоты птичьего полета, спортсменам-парашютистам — предоставить условия для тренировок. Когда я вижу, что всё это работает и слышу слова благодарности — это лучшая награда за труд. Но на этом останавливаться нельзя. Всё большое начинается с малого, в процессе входишь во вкус, ставишь себе амбициозные задачи. В итоге, когда реализуем задуманное, должен получиться по-настоящему уникальный продукт.
— В чём его уникальность?
— То, что мы хотим сделать, не будет иметь аналогов. По крайней мере, я такого не видел. Обычно похожие площадки имеют узкую специализацию. Мы же планируем сделать комплекс, объединяющий парашютные прыжки, авиатуризм, авиационный учебный центр, гостиничный комплекс, рекреационную зону, активный отдых для всей семьи на открытом воздухе, площадку для проведения авиационных и иных фестивалей. При этом в достаточной близости к городу. Мы стремимся к тому, чтобы Aeroland стал новой яркой точкой на карте Калининградской области.
— А будет ли на такой центр спрос?
— Уверен, что любой по-настоящему качественный продукт или услуга найдёт своего клиента. Сейчас повсеместно в мире меняются привычки людей. Всё больше из них уходят от чрезмерного потребления и предпочитают тратить деньги на эмоции и впечатления, ведь это то, что по-настоящему наполняет нашу жизнь и делает её ярче. Конечно, продвижение нового продукта всегда непросто и требует времени. Но я не тороплюсь, это дело всей жизни.