Калининградская одиннадцатиклассница Софья Каминская уже рассказывала, как перешла на "заочку" в школе. С 6 апреля все учащиеся на себе испытают, что это такое — учёба на удалёнке. Софья поделилась советами, как приноровиться к необычному формату.
"Я перешла на заочку в девятом классе по собственному желанию. Мне казалось это отличным решением всех проблем, но, чтобы начать полноценно жить в новом режиме, потребовалось два года. Расскажу о своих семи стадиях принятия того, что теперь ты заочник:
1. Завышенные ожидания
Мне казалось — вот перейду на заочку, и жизнь волшебным образом изменится: буду всё успевать, распоряжаться своим временем, делать, что захочу.
Но первые недели три мой день состоял из еды, сериалов и листания ленты — ни на что больше не хватало сил и мотивации. Я хотела сесть и сделать что-то полезное, "но до зачётов ведь ещё далеко"...
Вывод, который я для себя тогда вынесла — для продуктивной учёбы мне не хватает школьных стимулов: дедлайнов, пинков, системы оценок. И погрузилась в уныние.
2. Уныние
"Нужно много делать. Ничего не понятно. Как работает эта система!? Как себя заставить? Как перестроить свою жизнь!?" — об эти камни разбилась моя радужная мечта. Ощущение было, будто я пытаюсь запрыгнуть в вагон уже умчавшегося поезда. Но на самом деле я пыталась расшевелить запаянные качели. Система заочного обучения в России не отработана, и нам всем придётся к этому приспособиться.
Вывод, к которому я тогда пришла: нужно научиться самой создавать себе стимулы или выработать железную силу воли.
Я решила идти самым простым путём — заставлять себя учиться до запотевания глаз. Так я себя переутомила и спустилась на самое дно — к худшей стадии.
3. Эмоциональное выгорание
Это такая стадия усталости, когда твой мозг отказывается работать даже над простыми задачами, вроде "прочитать название темы" или "подписать тетрадь". У меня всё доходило до крайности — беру карандаш (надо же с чего-то начать), подвожу к бумаге… и ломаю его двумя пальцами одной руки. Это состояние характерно полным отсутствием положительных эмоций. Опасно тем, что из него трудно выйти.
Главный вывод, который я вынесла из этой стадии — до такого лучше не доводить.
Как не доводить? Отдыхать: чередовать умственную деятельность с физической активностью, заниматься творчеством, общаться с интересными людьми.
4. Смирение с жестокостью жизни
"Я не могу изменить систему, но могу изменить свое отношение к ней".
Это осознание — первый шаг к тому, чтобы настроить себя на новый режим.
Чтобы что-то изменить, нужно быть готовым к переменам. Если для вас апогей счастья — весь день играть в доту, играйте и не пытайтесь ничего менять. Вы к этому ещё не готовы. Меня к стремлению что-то менять натолкнула внезапно возникшая хроническая усталость и постоянный стресс.
5. Попытки найти решение
Готовность к переменам — первый шаг к прогрессу. Мои попытки найти решение начались к концу десятого класса. Я стала читать научно-популярные книжки по саморазвитию, бегать по утрам на спортивную площадку и вести здоровый образ жизни. На самом деле я все это делала не столько ради успехов в учёбе, сколько от скуки, которая меня постигла после двух лет унылой жизни, состоявшей из сна, учёбы и тусовок. Тем не менее это стало отправной точкой в увлекательный мир осознанной жизни. Отсюда и началась романтика заочного обучения.
Вывод: как с новогодним настроением — оно не появится, если его не создать разноцветными гирляндами и какао с маршмеллоу. А чтобы хорошо учиться и чувствовать себя на дистанционке, недостаточно просто делать заданные задания, придется ещё поработать над собой:
- — создать удобный режим дня
- — организовать комфортное рабочее пространство
- — научиться концентрироваться на задачах без внешних стимулов
- — качественно отдыхать (чередовать интеллектуальную деятельность с физической активностью).
Учёба не должна быть трудной. Самое трудное в учёбе — найти лёгкие пути для решения сложных задач.
6. Осознание своей свободы
Во всех школах по-разному организуется процесс дистанционного обучения на карантине: у кого-то проводятся полноценные занятия с преподавателями по видеосвязи, а кому-то просто выдают задания. В любом случае всем сейчас придётся стать ответственнее. Но чем больше ответственности — тем больше возможностей. И ими нужно пользоваться.
Главное, чему меня научило заочное обучение — везде есть свои плюсы и минусы, но если концентрироваться только на минусах, жизнь всегда будет унылой.
7. Гармония с собой
Уже полгода мне удаётся не уставать, делать то, что нужно, с удовольствием и находиться в постоянном развитии.
Я встаю в семь утра, хотя мне никуда не надо. Для меня это лучшее время для подъёма, потому что после восьми вечера я не умею концентрироваться.
До 11 часов я прихожу в себя, делаю домашние дела, бегаю, завтракаю, читаю и планирую день.
С 11 до двух у меня максимальная рабочая активность. В это время я делаю те задания, для которых нужно больше внимания. После двух я занимаюсь рутинными или творческими задачами.
Я ем два раза в день — с утра и днём, поэтому вечер уделяю хобби или общению с друзьями.
Моей главной ошибкой было — полагать, что жизнь может идти только по двум сценариям: либо ты работаешь 24 часа в сутки и приходишь к результату, либо ничего не делаешь и ни к чему не приходишь. Мне потребовалось два года на то, чтобы прийти к сбалансированной жизни без школьных стимулов, где гармонично сочетаются работа и отдых".
Что говорят эксперты
По мнению начальника Центра информатизации образования регионального института развития образования Дмитрия Кулагина, у педагогов, детей и родителей не должно возникнуть серьёзных проблем с дистанционным обучением.
"Эти методики уже достаточно давно используются, и какого-то шока не ожидается. Самый простой вариант общения учеников и учителей — электронный дневник. Учитель может размещать там задания и параллельно осваивать новые образовательные платформы", — рассказал Кулагин.
Что касается онлайн-уроков, то, считает эксперт, это очень сложная методика, непривычная для школьников.
"Детей трудно собрать и ещё труднее проконтролировать, кто чем занимается во время такого урока. В настоящее время подобное обучение являет собой вынужденную меру, и при возврате к прежним форматам, востребованность онлайн-ресурсов будет невысока", — прокомментировал Дмитрий Кулагин.
Что нужно сделать родителям, чтобы ребёнок как можно быстрее и комфортнее вписался в новый формат?
"Наша рекомендация — создать рабочую атмосферу. Младшекласснику особенно трудно настроиться, если работает телевизор, из кухни доносятся вкусные запахи. Надо ребёнка подготовить к тому, что дистанционный урок — такой же, как всегда, и нужно постараться выполнить задания за час. Не стоит нервничать, ругать ребёнка. Даже если дети вернутся в школу в сентябре — можно будет нагнать материал", — говорит Дмитрий Кулагин.
Что касается освоения новых тем, то сейчас есть наглядные сервисы.
"И если ребёнок что-то не понимает, учитель должен объяснить, педагог обязан быть на связи постоянно", — подчеркнул руководитель центра.
В понедельник, 6 апреля, родителям Калининградской области временно ограничили доступ в электронный журнал. В региональном правительстве рассказали, что такие меры ввели временно.