11:13

Максим Дунаевский: Детей по-настоящему никто не любит

  1. Интервью

В Калининград с творческим вечером приезжал легендарный композитор, Максим Дунаевский. Автор музыки к 70 фильмам, среди которых — "Карнавал", "Мэри Поппинс, до свидания!" и "Д’Артаньян и три мушкетёра", выступил на сцене Калининградского музыкального театра и обещал, что вскоре приедет вновь. 

О попсе, воспитании вкуса и о том, почему творческие люди, как правило, не умеют зарабатывает деньги, Дунаевский рассказал в интервью "Клопс".

"Вернусь в конце ноября"

"В Музыкальном театре в конце ноября ставится спектакль "Алые паруса" с моей музыкой. Мой нынешний визит — это небольшая реклама этой премьеры. “Алые паруса” до Калининграда поставили уже театров тридцать, каждый раз по-новому, и это очень хорошо. Разумеется, я бывал не на всех показах пьесы. Видел постановки в ТЮЗе Санкт-Петербурга, Екатеринбурге, Новосибирске и Перми. На премьере в Калининграде я тоже буду. 

С вашим городом меня связывает не только премьера. Здесь работает Детская школа искусств имени Исаака и Максима Дунаевских. В своё время руководители учреждения вышли на меня, попросили разрешение на присвоение имени. Я был на открытии и остался очень доволен. Хорошая музшкола, хоровая. Талантливые ребята и преподаватели".

Дети никому не нужны

"У меня был благотворительный фонд, но пару лет назад я был вынужден закрыть его. Мы отбирали талантливых детей, покупали им инструменты или платили ежемесячные стипендии. Ребята делали два раза в год большие концерты на хороших  площадках. Но к сожалению, людей, которые любят детей,  всё меньше и меньше. Все на словах, говорят что любят ребят, но вот когда доходит до денег...

В России всё сложно с благотворительностью. Мы отказались от советской модели, а коммерческая у нас так и не появилась. Только если у тебя хороший друг, который тебя знает, он может выделить пару миллионов: бери,мол, только не приставай больше". 

Культура сейчас как на войне

"Моё мнение — сейчас государству не нужно ничего. Все  вроде бы любят красиво говорить о культуре, но она как кость в горле. Я руковожу Московской областной филармонией. У меня есть госбюджет — на  небольшие зарплаты. Для того, чтобы сохранить людей и делать что-то интересное, я должен ночами не спать и изобретать способы, как людям доплачивать деньги, чтобы их удержать в театре. Культура сегодня как на войне. 

Да, у нас есть звёзды при власти  — вот они имеют всё. Остальные — нет. Остатки с барского стола подбрасывают. 

Как может быть зал без света и звука? Оказывается, может. Нам говорят, что мы плохо работаем и мало зарабатываем. А каким образом мы можем заработать в таких условиях? Цена вопроса — 40-44 миллионов рублей. Мне обещают подбросить, если что-то останется с бюджета прошлого года. Вот и весь разговор с культурой, и больше никак". 

Люди всё равно идут в искусство

"Для тех, кто занимается творчеством, актуальна совсем другая мотивация. Социальные психологи проводили большое исследование лет десять назад. Оказывается, что у людей искусства на десятом месте стоит вопросы денег. В первую очередь их волнует, что делать, как, для кого и так далее. Наш смысл жизни в том, чтобы написать, сделать, показать и чтобы вам понравилось. Несмотря ни на что люди всё равно идут в культуру. Молодёжи достаточно много, и это хорошо.

Современная эстрада, попса не имеют никакого отношения к творчеству. Там всё ради зарабатывания денег, а это уже совсем другая мотивация. 

Прививать музыкальный вкус детям можно только хорошими спектаклями и классикой. Если детям дать группу "Ленинград", они больше ничего не захотят. А если Моцарта — они будут по-другому мыслить и жить.

Классику осовременивать не надо. Надо давать театрам быть современными при помощи технических средств".

 Три премьеры к юбилею

"В следующем, юбилейном для меня, году (композитору исполнится 75 лет — ред.) у меня будет сразу три премьеры —  это я не специально. Так сложилось. По пьесе Жана Ануя "Коломба" — мюзикл-оперетта. Ещё одна постановка — по предложению самого министра обороны — это практически им придуманная и упорно продвигаемая идея. Лично ко мне он обратился, и мы долго это мусолили и, наконец, придумали. О людях, которые вначале прошлого века отправились в экспедицию на Север. История, связанная с огромным количеством драм и любви. Будет поставлена практически опера. Она называется "Святая Анна" (по названию ледокола). Ну и третья премьера: комедия "Сервиз её императорского величества" для Московского театра оперетты".