В Калининграде подвели итоги муниципального конкурса профессионального мастерства "Учитель года — 2019". Победителем этого этапа стал 27-летний преподаватель информатики школы №38 Максим Куликовский. Он рассказал "Клопс", какие ограничения накладывает профессия и почему нельзя делить детей на гуманитариев и технарей.
Об образовании
"Я окончил Калужский государственный университет по специальности "Информационные системы и технологии", а когда переехал в Калининград, то поступил в магистратуру на "Управление образованием". Интересно смотреть на учебный процесс со стороны, выявлять закономерности. Мне кажется, я могу быть полезен в этом вопросе.
Выбирая профессию учителя, я изначально видел в ней много преимуществ. Например, гибкий график мне больше подходит. Я бы совершенно точно не мог работать в офисе с 9:00 до 18:00 со стандартным перерывом на обед".
О коллективе и нагрузке
"До того как я пришёл в школу, у меня были некоторые сомнения, я не знал, как буду работать исключительно среди дам. Во-первых, оказалось, что это всё не имеет никакого значения. Где бы я ни трудился, в коллективах складывались адекватные хорошие дружеские отношения. Во-вторых, в современной школе достаточно много мужчин.
Когда я начинал работать, то не знал, сколько продержусь. По первости сложности возникают у всех педагогов. Кажется, что слишком много на тебя навалилось. Школьники и их особенности, большое количество бумаг, учебная нагрузка. Но у нас есть гибкий график, и правильно распределив своё время, можно везде успеть.
Я преподаю информатику в 22 классах, с шестого по восьмой, много девятых и один 11-й класс. У меня первая смена в основном. На самом деле нагрузка не такая огромная, как кажется. В основном на изучение моего предмета в учебном плане даётся один час в неделю.
Участие в конкурсе "Учитель года" — это командная работа. Я чувствую поддержку коллег и администрации. Иногда меня освобождали от уроков, чтобы я мог качественно подготовиться. Следующий, региональный, этап конкурса уже стартовал. Пока он проходит в заочном формате. Мне надо снять видеоролик о работе и себе.
Многим кажется странным, что в школах преподают в основном женщины, но в конкурсах чаще побеждают мужчины. Я думал об этом. Исходя из опыта участия в городском этапе, претенденты-мужчины были менее наиграны в своих ответах, более открыты и находчивы, и ни один вопрос не приводил их в ступор. Возможно, они лучше разобрались в своём предмете или просто меньше волновались".
Мобильный интернет и повышенный тон под запретом
"Я всегда стараюсь представить, кого бы я назвал хорошим учителем, будь я ребёнком. Именно таким преподавателем я и стремлюсь быть. Пример — мой классный руководитель Роза Ивановна. Я жил в отдалённом микрорайоне, в рабочем посёлке и ходил там в школу. А моя преподавательница жила в другом селе. Каждый день она ходила на уроки за пять километров. Она всегда была компетентна, уважительна и добра к нам. А ещё успевала обойти семьи учеников, посмотреть, как живут её подопечные. Я хорошо помню эту нервозную обстановку дома, когда с волнением ожидаешь визита и боишься показать свою семью с какой-то плохой стороны, когда стараешься быть даже лучше, чем есть на самом деле.
Если выбрал профессию школьного учителя — приходится идти на некоторые уступки и всё время думать: что будет, если вдруг? Я не должен быть замечен ни в каких компрометирующих меня местах и поступках. Сто раз подумаю, прежде чем опубликовать какое-то фото или пост в соцсетях. Бывает, стоишь в очереди в супермаркете, накупив продуктов, и оцениваешь свой рацион с точки зрения полезности. Недавно корил себя за упаковку замороженных блинчиков, например.
У меня нет мобильного интернета. Я нарочно не сижу в гаджетах, потому что подрастающее поколение с трудом может покинуть соцсети даже на время урока, приходится их оттуда вытаскивать дополнительно. А если бы я сам постоянно ходил с телефоном в руках, какие претензии я бы мог к ним предъявить? Да, у меня есть страничка "ВКонтакте", но мои подопечные видят, что я онлайн строго вне рабочего времени.
Я не сразу поверил в такое неписаное правило, что чем тише и спокойнее учитель доносит материал, тем больше дисциплины в классе. Два года назад я лишь однажды повысил голос на школьников. Все галдели, и я стукнул рукой по столу и прикрикнул. Они, конечно, испугались и притихли. Но в их глазах был страх, но не уважение".
О гуманитариях, математиках и равнодушных родителях
"Один из самых неприятных моментов — это когда ученик начинает спрашивать: "А зачем мне это нужно?". Опыт подсказывает, что такой вопрос — знак того, что ребёнок изначально не собирается ничего учить и ни в чём разбираться. Реально любознательный и трудолюбивый школьник так никогда не скажет.
Ребёнок может проявлять таланты в каком-то предмете, направлении, но это не отменяет его обязанностей проходить всю школьную программу, тот положенный минимум, который есть. Я убеждён, что нет никаких сверхсложных задач, примеров и упражнений, которые не под силу ученику, если он действительно старается разобраться, задаёт вопросы, выполняет уроки.
Делить на гуманитариев и математиков в школе нельзя. Ребёнок должен попробовать себя в разных направлениях, воспитать в себе гибкость ума, которая ему пригодится в жизни. Зачастую это идёт из семьи, на школьника как бы ставят клеймо, и он перестаёт стараться в одном из направлений. И это может подставить ему ножку в будущем. Говоря в школе: "Математика — это не моё", — он с такой же вероятностью скажет в гуманитарном вузе: "Литература — это не моё", — а дальше тупик. В современном мире ограничивать себя в знаниях попросту опасно. Всё меняется стремительно, никто, а ребёнок уж точно не может сказать, какие навыки и знания понадобятся ему во взрослой жизни, в его профессиональном росте.
Современные учителя стараются на максимум, а вот родители порой не откликаются. Не помогают из дома. Сложно, когда за одной и второй неудачей ученика идёт нулевой отклик. Будто им всё равно, что ребёнок получает плохие оценки. Есть и другая сторона, когда со школьника требуют быть отличником — это тоже плохо. Учёба и отметки — это разные вещи".
О кофе и тяжёлом роке
"Обожаю кофе. Разбираюсь в разных сортах, варю его дома в специальной турке, хожу в спортзал. Люблю читать, в основном книги по специальности, конечно. Но и что-то такое экзистенциальное, философское, о бытии и смысле жизни. Иногда дети задают непростые вопросы, и мне нужно быть во всеоружии.
Я заядлый коллекционер музыки. Есть своя акустическая система. Люблю рок, его тяжёлые направления. Все удивляются, как это я такой спокойный, а слушаю агрессивную музыку. Ну, значит, мне это нужно для внутренней гармонии".
Результаты муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года — 2019" можно узнать здесь.