12:47

Писатель Александр Цыпкин: В России все привыкли, что женщинам нельзя ничего, а мужчинам можно всё

  1. Интервью
Фото из личного архива писателя

Писатель и автор литературного проекта "БеспринцЫпные чтения" Александр Цыпкин накануне литературно-театрального фестиваля в Калининграде назвал причины успеха постановки. В интервью для журнала "Королевские ворота" Цыпкин также рассказал о значении социальных сетей и отношениях между мужчинами и женщинами

 — 14 марта литературно-театральный фестиваль "Открытые беспринцЫпные чтения — 2019" пройдёт в Калининграде. Вместе с вами как с автором и основателем проекта выступят артисты Дмитрий Чеботарёв и Сергей Гармаш, которые прочтут рассказы современных российских писателей. По какому принципу отбираются участники проекта?

 — Особого принципа нет, это всегда должно быть обоюдное решение автора и чтеца. Во время публичных чтений чрезвычайно важно совпадение взглядов актёра и писателя. Допустим, в театре актёр играет одну роль, которая ему нравится больше, чем все остальные, и он её возьмёт, а другую — нет. Чтение рассказа — это всегда исполнение всех ролей, поэтому его идея и содержание должны нравиться. У нас всё происходит само собой: знакомимся на съёмочных площадках, спектаклях, а потом появляется обоюдный интерес что-то делать вместе. В проекте уже участвовало более пятидесяти актёров, и это всегда комфортное и интересное сотрудничество. Допустим, как мы работаем с Константином Хабенским — я ему присылаю все тексты, которые у меня есть, и он выбирает, что ему нравится.

 — Во время фестиваля "БеспринцЫпные чтения" в этом году вы приглашаете к участию в своих вечерах местных артистов и писателей. Почему вы решили выйти за пределы привычного формата?

 — Такая задача выходит за рамки наших эгоистических интересов. Мы помогаем местным актёрам заявить о себе. У нас есть возможность помогать другим людям развиваться, почему бы ею не воспользоваться? К тому же это вызывает интерес публики — увидеть местного актёра в паре с известным артистом, может быть, сравнить, разглядеть разные оттенки. Мне же как автору интересно, чтобы мои тексты прочёл человек, которого я практически не знаю.

 — Больше пятидесяти актёров участвовали в "БеспринцЫпных чтениях". Наиболее ярким кажется проект именно с Константином Хабенским…

 — Нет более или менее успешных проектов, все они разные. Конечно, Константин Хабенский — один из самых известных актёров страны, и внимание к нашему с ним проекту повышено. Он для меня учитель, друг. Я рад, что с ним общаюсь и работаю, но не меньше я учусь у Ингеборги Дапкунайте, Анны Михалковой, не меньше я рад сотрудничеству с Данилой Козловским. И не говоря уж о том, что много молодых актёров — например, Дмитрий Чеботарёв некоторые рассказы читал так, что я по-другому начал писать. Каждый участник этого проекта привнёс в него нечто удивительное и неповторимое. У меня нет никакого рейтинга в этом смысле.

 — У вас есть предположение, почему именно такой формат публичных чтений стал популярным у публики?

 — Честно говоря, у меня нет ответа на этот вопрос. Возможно, проект фантастически выстрелил, потому что получилось соединить многие вещи. Я писал и пишу свои рассказы для чтения в социальных сетях, они короткие и хорошо воспринимаются. На сцену выходят автор и актёр — такого раньше никто не делал. Глубоко уважаемый мной Михаил Жванецкий сам читает свои тексты, либо его тексты читали — скорее, даже играли — актёры. В нашем формате есть особый интерес: это легко, нет нагрузки современного театра. Современное искусство сейчас настолько себя усложнило, причём неоправданно — вместо искусства режиссёры часто предлагают нелепые эксперименты, зритель не всегда к этому готов, а здесь всё просто: текст, смысл, ценности. Если текст плохой, это сразу видно, ты его никак не оттенишь, даже игрой актёров, но если текст хорош, прекрасное прочтение актёра сделает его блистательным. Здесь никого не обманешь сценографией, музыкой. И такой возврат к аналоговым технологиям, который предлагаем мы, — некое противодействие современному искусству.

 — Есть такое мнение: чтобы музыканту или писателю быть популярным, ему необходимо общение с аудиторией — в социальных сетях или на встречах. Вы согласны с этим?

— Да. Раньше всё было по-другому. С появлением социальных сетей жизнь разделилась на "до" и "после". Раньше правом быть знаменитостью и делиться информацией обладал очень ограниченный круг людей, потом появились газеты и телевидение, через которые единицы могли получить эту привилегию. Сегодня любой человек может стать знаменитостью и каналом распространения информации, я бы даже сказал, не может, а обязан. Даже успешный бухгалтер должен быть ярким в социальных сетях. При прочих равных писатель, активный в Сети, будет больше успешен, чем тот, который её игнорирует. Люди хотят видеть живого человека и общаться с ним. Я уверен, что зрители приходят на чтения и потому ещё, что потом я два часа стою и фотографируюсь, подписываю, разговариваю. Это имеет не меньшее значение, чем то, что я написал.

 — Без общения с публикой нельзя достичь успеха?

 — Для этого нужно быть гением — например, Пелевиным. А все остальные — от руководителей компаний до политиков — сегодня обязаны быть в некоторой степени пиарщиками.

 — Карьера пиарщика не мешала вам становиться писателем?

 — С одной стороны, мешала. Я начинал не с нуля, а с глубокого дна: если бы я появился из ниоткуда, мне было бы проще, а так нужно было доказать, что я имею право. Например, Рональду Рейгану в своё время тоже было тяжело преодолеть амплуа актёра, когда он пошёл в политику. Помогло ли Рейгану или Шварценеггеру, что они были актёрами? Конечно. И мне помог опыт пиара: я знаю, что делать, говорю со своими партнёрами на одном языке, потому что мы из бизнеса, не строю из себя творческую личность, и у меня не съехала крыша от первого успеха, возможно, потому что он случился в 39 лет. Если бы в 25 лет я вышел на сцену с Константином Хабенским и читал бы по всему миру рассказы, продал книгу в тысячу экземпляров, я бы решил, что я великий. В 39 лет понимаешь, что в этом возрасте серьёзные авторы погибали на дуэли, а ты только маленькую книжку выпустил. Поэтому я очень спокойно отношусь к своему успеху и готов слушать. Актёры иногда правят мои тексты перед выходом на сцену, и я нормально к этому отношусь.

 — Вас принято считать специалистом по тонким женским душам, чаще всего признание приходит от представительниц женского пола. Как вы относитесь к такому мнению?

 — Замечательно. Было бы хуже, если бы меня считали специалистом по тонким мужским душам. В своей жизни я в силу определённых обстоятельств больше общался с женщинами: мне всегда было интересно, как они смотрят на мир. Считаю, что это хорошо — понимать их мировоззрение и причинно-следственные связи поступков.

 — Какой российский гендерный стереотип вам не нравится больше всего?

 — Женщина должна готовить. Я считаю, если она готовит, это хорошо и приятно, но она может это делать раз в месяц или по праздникам. Ещё то, что мужчине позволено больше с точки зрения измен. Здесь пара просто должна договориться: либо это позволено обоим, либо никому. В России все привыкли к ситуации: женщинам нельзя ничего, а мужчинам можно всё — это странно. И мнение о том, что полигамность — следствие биологической особенности мужчины, полное фуфло.

 — Есть ли у вас топ правил, что мужчина должен или не должен делать в отношениях?

 — Никто никому ничего не должен. Люди договариваются, как им жить, и мужчина не должен нарушать эти договорённости. Они могут друг друга бить, если оба на это согласны, главное, чтобы дети не видели. Наше общество любит лезть в чужую личную жизнь, давать советы, задавать вопросы — но это ведь не ваше дело.

 — С распространением социальных сетей границы стали размыты.

 — Ханжество нашего общества потрясает. Люди в реальности нарушают все правила и устои, но в социальных сетях все святые и любящие. Это раздражает.

 — Что вы думаете об институте брака, какие у него перспективы?

 — Брак рухнет. Социальные сети позволяют находить другого, который лучше, ярче, не выходя из дома и не нарушая этических норм, просто пролистывая страницы. Людям станет лень терпеть, пока кто-то изменится, или прилагать к этому усилия. Они перестанут видеть ценность в отношениях и раз в три года будут менять партнёра. Это про молодёжь, которая не очень стремится к браку, как и к обладанию любой стабильностью: они не покупают квартиры и машины, а пользуются Uber, Airbnb.

Я воспитан в другом времени и хотел бы прожить свою жизнь в браке. Я видел много несчастных браков. У нас есть российская традиция: "Женился — терпи", а этого делать не надо, пробуйте! Более того, если люди развелись, это не значит, что у них был несчастный брак. Им было хорошо много лет, отношения себя изжили, люди стали развиваться в разных направлениях и нашли себе новую пару.

Литературно-театральный фестиваль "Открытые беспринцЫпные чтения — 2019" пройдёт в Калининградском областном драматическом театре 14 марта. В 15:00 в областной научной библиотеке состоится также встреча Цыпкина с читателями. Приобрести билеты на мероприятие можно здесь