Сообщения о новых ДТП в Калининградской области поступают регулярно, что делает тему безопасности дорожного движения актуальной и даже острой. О культуре водителей и пешеходов, пользе современных светофоров и о том, чего не хватает городским дорогам для комфортной езды, корреспондент "Клопс" поговорил с руководителем региональной Госавтоинспекции Геннадием Бубёновым.
— Как вы относитесь к идее установки светофоров, которые будут менять формат работы в зависимости от времени суток и дней недели?
— Однозначно положительно. Все светофоры, которые установлены в Калининграде, имеют возможность программирования. За последние 20 лет администрация города трижды пыталась ввести автоматизированную систему управления движением. Но в связи с тем, что должным финансированием эта работа обеспечена не была, реализовать идею так и не удалось.
— В хорошую погоду на Приморском кольце образуется пробка. Возникает такой класс водителей, как обочечники. Каким вы видите решение этой проблемы?
— Всё дело в отсутствии должного правосознания у наших водителей, которые умышленно нарушают ПДД. Отслеживаем постоянно этот вопрос, по проблеме работали — но наши рейдовые мероприятия малоэффективны. Пробки в определённые дни растягиваются на много километров, появляется ещё один правый ряд. Когда наши экипажи появляются в местах сужения дорог, нарушители видят это и начинают перестраиваться, создавая проблемы законопослушным водителям. В итоге там, где мы стоим, всё нормально, но в целом-то ситуация не меняется. Один из методов, который мы можем рассматривать, — это внедрение фиксации нарушений с помощью дронов или камер фото- видео фиксации. Сейчас выясняем техническую возможность применения.
— В центральной части Калининграда водителям — в том числе таксистам — негде остановиться, всюду запрещающие знаки. В итоге машины либо заезжают в карманы для общественного транспорта, либо нарушают правила. Почему бы не провести ревизию знаков и не поставить на многих участках "Стоянка запрещена"?
— ПДД предусматривают остановку и посадку пассажиров. Мы можем подъехать на остановку и высадить людей, не мешая общественному транспорту. Городу нужны перехватывающие парковки, и опыт проведения чемпионата мира показал их эффективность. Кроме того, нужно развивать общественный транспорт, вводить каршеринг — но это не зависит от нас, мы не имеем права принимать такие решения.
— Правительство больше пяти лет назад закупило для ГИБДД систему автоконтроля правил парковки — "Паркон". Почему до сих пор она так и не заработала?
— Система автоконтроля правил парковки — "Паркон" приобреталась в 2012 году и находится на балансе ГКУ Калининградской области "Безопасный город". По нашей информации аппаратура не используется, так как на момент покупки отсутствовало программное обеспечение, а в настоящее время оборудование уже морально устарело.
— Сегодня город больше приспособлен для водителей, чем для пешеходов. Это видно по работе светофоров, сокращению числа пешеходных переходов. Тротуары часто в худшем состоянии, чем автодороги, а во многих районах города их нет вообще. Почему у нас так происходит?
— Я не соглашусь, что у нас всё делается для автомобилистов. У нас увеличилось количество переходов, в том числе и по нашей инициативе — например, на улице Юношеской у прокуратуры, на участке улиц Невского — Дадаева. Все нерегулируемые переходы на ул. Островского появились по нашей инициативе.
— У светофоров с кнопками люди иногда жалуются на нехватку времени, чтобы перейти.
— Есть нормы, основанные на расчётах. С другой стороны, если мы увеличим ожидания для пешеходов, то люди побегут через проезжую часть.
— Как, например, пенсионерка у магазина "Виктория" в районе автовокзала? Она ведь побежала по дороге, потому что ждать потом слишком долго.
— Нет, там женщина просто не успела дойти до "зебры". Она вышла на проезжую часть, когда горел зелёный для перехода, люди уже шли. Она бежала, но не успела. Ну, извините, есть правила дорожного движения, а не мнение гражданина. Давайте будем добропорядочными, соблюдать ПДД.
— Есть другая беда в Калининграде. Под колёсами погибают пешеходы в тех местах, где нет переходов, но они нужны. На перекрёстке проспекта Мира и Каменной внедорожник сбил мужчину. Причём это уже вторая смертельная авария на этом участке.
— По соседству с местом, где сбили мужчину, есть пешеходный переход, пусть в 100 метрах, но всё же. Если "зебры" будут через каждые 50 метров, это не значит, что будет лучше. Например, на главной улице Светлого очень много таких переходов, и там довольно часто сбивают людей. Что касается проспекта Мира в Калининграде, то у нас это магистральная улица, по нормативам обустройство переходов не должно быть чаще чем через 300 метров.
— Может, тогда сделать сужение проезжей части перед "зебрами"?
— Это решение правильное, но применимо в спальных районах.
— Опыт некоторых стран показал, что иногда сужение проезжей части может улучшить не только положение пешеходов, но и, как ни парадоксально, пропускную способность улицы. Для пробы достаточно на время разметить часть улицы. Почему у нас игнорируют мировой опыт, а ГИБДД не выходит с такими предложениями?
— Если мы ещё заузим наши магистрали, город вообще встанет. Например, напротив кинотеатра "Заря" мы наблюдаем искусственное сужение проезжей части за счёт паркующихся не по ПДД водителей, и там мы видим каждый день пробки. Выехать с прилегающих улиц часто вообще не представляется возможным.
— ГИБДД регулярно проводит рейды, проверяя общественный транспорт. Каждый раз — куча нарушений. Почему ничего не меняется?
— Работа по наведению порядка в этой сфере началась не так давно. В прошлом году мы смогли убрать с рейсов более сотни нелегальных автобусов. Сейчас если и встречаются, то единицы. Как только получаем информацию, оперативно реагируем.
Теперь мы обращаем пристальное внимание на транспорт в самом Калининграде. С нашей стороны делаем всё, что возможно по закону. В ходе рейдов уже аннулировали более десяти регистраций автобусов, которые были небезопасными. Несколько раз в неделю проводим сплошные проверки.
— Маршрутки перевозят пассажиров стоя. Бегать за каждым микроавтобусом — нереально. А рейды подтверждают, что у них есть нарушения. Какие у ГИБДД есть предложения по решению данной проблемы?
— Мы проводим рейды, показываем нарушителей обществу. Сейчас мы не просто проверяем количество пассажиров, но и комплексно следим за тем, когда водители прошли предрейсовые осмотры, а транспорт — технические. В случае нарушений это позволяет нам привлекать к ответственности должностные и юридические лица. И там штрафы уже не по 500 рублей, а значительно выше. И так будем работать, пока перевозчики не изменят свой подход.
— В последнее время в городе стало много велосипедистов. Они чаще всего передвигаются по тротуарам. Это нарушение ПДД. Почему их не привлекают?
— Мы не только выявляем нарушение, но и проверяем, на чём они ездят. Недавно задержали велосипедиста, который при переходе дороги не спешился. Как выяснилось, мужчина велосипед украл. Всех любителей езды на двухколёсном транспорте призываю изучить пункт номер 24 ПДД. Там чётко расписаны их права и обязанности.
— Если правая сторона проезжей части заставлена машинами, могут ли велосипедисты ехать по тротуару?
— Конечно. С учётом нашей интенсивности движения они иногда на дорогу даже выехать не могут.
— Другая картина — с обладателями электросамокатов. Те, наоборот, лезут на проезжую часть. Как быть с ними?
— Эта проблема обсуждается по всей стране, и она начинает доставлять нам беспокойства. Мы видим такие самокаты на улицах, задерживаем. В ПДД прописано, что к пешеходам приравниваются в том числе и те, кто использует ролики, самокаты и иные аналогичные средства. Если мощность двигателя выше 0,25 кВт, то их можно приравнять к мопедам. Всё, что ниже — это пешеходы.
— Почему ГИБДД упорно настаивает на установке ограждений между встречными полосами, притом что их эффективность никем не доказана? Сами конструкции достаточно дорогие при установке, и затем их ещё нужно обслуживать.
— Мы не настаиваем на этом. То, что мы видим в Калининграде — инициатива города. Они их устанавливают, чтобы помешать пешеходам выйти на проезжую часть в неположенном месте. Приведу пример: как поставили забор у Центрального рынка — все идут строго по переходу.
— Вы согласны, что со временем строительство и расширение дорог вызовет более высокий спрос на машины и пробок будет ещё больше?
— Отчасти. Уровень автомобилизации достаточно высокий. По сравнению с 2012 годом у нас на 12% увеличилось количество транспортных средств. Наверное, это хорошо, уровень благосостояния увеличился и позволяет гражданам приобретать машины. Но с другой стороны, надо признать, что наши магистрали уже перегружены. Например, по улице Невского должны проезжать в час 1500 автомобилей, а фактически эта цифра выше почти в три раза. Новый генплан предусматривает строительство хордовых магистралей, которые должны оттянуть транспорт из центра. Надеемся, эти меры будут реализованы.
— Как вы предлагаете бороться с пробками в Калининграде?
— Мы уже говорили о светофорном регулировании. В первую очередь надо соединить в единую систему улицу Невского, площадь Василевского, Черняховского. Тогда часть заторов в городе уйдёт. Сейчас уже виден результат от новой турборазметки. Опыт в других городах показал, что она эффективна. Мы эту идею вынашивали с прошлого года и, к счастью, смогли реализовать.
— На площади Победы напрашивается вафельная разметка, которую в этом году разрешили наносить на улицах официально.
— Дело не только в самой разметке. Нужны ещё средства фиксации, новое оборудование. Это удовольствие не из дешёвых. Правительство области не готово к дополнительным затратам, хотя система будет эффективной.