В Музее изобразительных искусств открылась выставка калининградской художницы Оксаны Сахаровой "Кружева куклы". Семь лет назад Оксана оставила успешный бизнес и занялась творчеством, в 2014-м была удостоена высочайшей награды, так называемого кукольного "Оскара" — Pandora Platinum. Сахарова рассказала "Клопс" о том, где ищет вдохновение, какие материалы использует, и о том, когда куклы смогут выйти из-под контроля.
— Оксана, расскажите о героинях экспозиции, представленных в музее.
— Прекрасные воздушные создания — богини и леди прошлых столетий. Куклы из разных коллекций — это и голливудские дивы 1920-х годов, и музы художника Альфонса Мухи. Главное, на выставке можно будет увидеть работы, над которыми я трудилась в этом году. Она посвящена сказкам Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Центральные фигуры серии — кот Мурр и его возлюбленная Минона.
— Сейчас ваши куклы продаются по всему миру. А с чего всё началось?
— Двенадцать лет назад я руководила крупным консалтинговым агентством в Перми. Была на очень ответственной должности, связанной с постоянными стрессами и большими нагрузками. Захотелось чего-то нового, интересного. Рядом с моим офисом находилась большая галерея "Кукольный дом". Я туда часто заглядывала, потом неожиданно для самой себя пошла на курсы. И как-то всё само завертелось. Работала по ночам, совмещая увлечение с основной работой. Куклы быстро стали приносить дополнительный доход. Потом мы с мужем и детьми переехали в Калининград, я устроилась начальником отдела маркетинга на Янтарный комбинат. Но через два года уволилась и занялась куклами профессионально.
— Это было сложно — так кардинально поменять профессию?
— Часто вспоминаю, как на выходное пособие купила себе печь для обжига фарфора. На работе-то, конечно, все были в шоке. С таких должностей не уходят, тем более в искусство. Но я не сомневалась в себе. Начала учиться академической скульптуре, истории костюма, росписи фарфора, различным базовым техникам изготовления кукол.
— Какими были ваши первые коллекции?
— Более доступными — я делала небольших таких симпатичных куколок. Помню, как первый раз поехала на международную выставку в Москву "Искусство куклы". Тогда я ещё не работала с фарфором — твёрдые детали были из специальной разновидности пластика. Я привезла туда коллекцию, которая называлась "Сад Леонардо". Известно, что итальянский художник эпохи Возрождения с удовольствием сажал цветы. Вдохновлённая этим образом, я создала лёгкую коллекцию, которая произвела впечатление на участников и посетителей. С тех пор я приезжаю в Москву ежегодно, всякий раз с новыми куклами.
— Знание законов бизнеса помогает?
— Подспудно, наверное, да. Я ещё не переводила ремесло на рельсы маркетинга, но если такая необходимость возникнет, то знаю, как это делается. А пока даже Instagram у меня абсолютно непродажный, о чём с иронией говорят мне дети. Мне это не нужно, куклы и без того кормят меня.
— Повлиял ли на вас кризис, колебания курса евро?
— Да, мои куклы стали стоить дороже в рублях. Но они хорошо продаются не только в России, но и в Европе, Америке. Это в основном коллекционеры. Со временем я стала делать большие куклы. На них уходит много дорогих материалов, поэтому цена колеблется в районе двух-трёх тысяч евро.
— Сколько времени уходит на создание "героини" и как построен ваш рабочий день?
— Детей отправила в школу — и за работу. С восьми утра я уже в мастерской. Потом обед — и дальше тружусь до вечера. На одну куклу уходит не меньше месяца. Я всё делаю сама, включая такие грязные и тяжёлые виды работ, как формовка и отливка деталей. Работаю с английским фарфором и антикварными тканями. Для волос использую натуральный шёлк или шерсть овцы. Сама шью обувь. Частенько думаю о том, что мне нужен помощник, но человеку будет невыгодно работать только на меня — я не создаю кукол на поток. В год — одна коллекция, а это 9–12 персонажей.
— Вы работаете в каком-то определённом жанре?
— Я создаю подвижных кукол, но в полной мере мастером шарнирной куклы не являюсь. У них там свои строгие каноны, а я вношу новаторские элементы. Вообще же, когда меня просят описать свой стиль, я встаю в тупик. Я создаю спокойные гармоничные образы. Много раз пыталась изобразить какую-то драму — ничего не вышло. Наверное, у любого художника так: его творения отражают внутреннее состояние, а у меня оно далеко от драмы, к счастью.
— Существует много слухов о мистике вашей профессии.
— Бывает, что куклы выходят из-под контроля. Однажды я заказала очень дорогую антикварную ткань из Франции для костюма "подопечной". Я была полностью уверена, что синий жаккард будет ей к лицу, так как я, как всегда, тщательно продумываю весь образ. Но моя героиня "взбунтовалась", пришлось шить другое платье.
— То есть мистика, по-вашему, — это скорее непредсказуемость творческого процесса?
— Наверное, да. Если ты профессиональный художник, ты можешь этой магией управлять.
— Где находите идеи для своих образов?
— Вдохновляют книги, кино, история искусства в целом. Например, коллекция "Прозрачность" была создана под впечатлением театрального шоу "Безумства Зигфелда", показанного на Бродвее в Нью-Йорке в первой четверти XX века. В этом году основой коллекции стали сказки Гофмана. Идеи буквально витают в воздухе.
Выставка "Кружева куклы" будет работать в Музее изобразительных искусств Калининграда до 9 декабря. Посетители не только познакомятся с творчеством яркого мастера, но и смогут увидеть большую коллекцию кружева и аксессуаров конца XIX — начала XX века.