15:08

"Ария, исполненная телом": знаменитый артист цирка о своём спектакле на "Балтийских сезонах", трюках и чертовщинке

  1. Интервью
Экспериментальный спектакль "Реверс". Елена Пенкина

В этом году XV фестиваль искусств "Балтийские сезоны" откроется экспериментальным спектаклем "Реверс". Авторы обещают необычное действо, "которое не вписывается ни в один из существующих театральных жанров". 

Лауреат международных цирковых конкурсов в Монте-Карло, Париже и Китае режиссёр Андрей Кольцов рассказал "Клопс" о смертельных трюках, хладнокровии и о том, какими качествами должен обладать гимнаст. 

— Андрей, "Балтийские сезоны" открываются спектаклем "Реверс". О чём он? 

— Архисложный проект, где не произносится ни одного слова, но есть вполне понятный сюжет — это история о внешней и внутренней борьбе человека, обострённая ситуация выбора, в которой находился каждый человек. Ничего подобного вы не увидите нигде. Номера в спектакле придуманы с нуля, в будущем они войдут в энциклопедию циркового искусства. Скажу так, как мне всегда нравится говорить: "Реверс" — это ария, исполненная телом. 

— В постановке используется минимум декораций и граница между сценой и зрительным залом стёрта. Как это будет реализовано на сцене "Янтарь-Холла"?

— С помощью ряда технических решений. Зритель, сам не понимая того, попадает в действие в качестве пассивного, но всё-таки участника.

— Несколько слов об актёрах, занятых в постановке.

— Ни одного циркового артиста среди них нет — это акробаты, гимнасты, эквилибристы. Мы тщательно подбирали талантливых молодых ребят, для которых нет слова "невозможно". 

— Интересно, что вы имеете в виду?

— Вот пример: если я подойду к опытному цирковому артисту и скажу: "Я хочу, чтобы ты сделал стойку на одном пальце", он мне ответит, что это нереально. И будет прав, зная предел своих возможностей. Мы не хотели брать готовые цирковые номера, важно было реализовать свою творческую задачу, и под неё мы искали артистов, способных совершить прорыв. Мы долго присматривались к соискателям. Многое можно сказать по тому, как человек тренируется, реагирует на замечания и критику, относится к себе.

— Для вас важно, чтобы артист выполнял трюки на интуитивном уровне?

— Ни в коем случае! Наоборот, надо было убедиться, чтобы люди, которых мы выбрали, делали различные приёмы не механически, а осознанно. Гимнаст должен быть умным — это спасёт ему жизнь. Я начал свою карьеру как эквилибрист и достаточно поздно. Мой педагог, которому я обязан многим в этой жизни, Василий Деменчуков, заставлял изучать технику как математику. Он мне давал информацию, формулы, с которыми можно работать в разных ситуациях. 

— Как должен относиться актёр к своим коллегам?

— Для "Реверса" мы собирали "семью". Хороший артист не должен отдыхать между трюками. Важно, чтобы он контролировал происходящее на сцене и мог подстраховать коллег. 

— То есть в спектакле есть место импровизации?

— Естественно, мы же не роботы и иногда ошибаемся. Нужно уметь выходить из ситуации, чтобы никто не догадался.

— Вы автор уникальных смертельных номеров, можете вспомнить, какой из трюков был для вас первым? 

— Перед тем как прийти в цирк, я был перспективным гимнастом. В спортивной школе ЦСКА занимался с пяти лет. К огромному сожалению, в 1996 году, когда мне было шестнадцать лет, получил серьёзную травму — перерезал все сухожилия на правой руке. Конечно, я мог и дальше тренироваться в ЦСКА, но было стыдно восстанавливаться после травмы там, где занимаются именитые звёзды спорта, понимаете? И вот цирк дал мне перспективу. Самый запоминающийся момент, когда я сумел повиснуть на одной руке — это было большое достижение. А уже через некоторое время я сделал тройное сальто назад, которое не умеет делать ни один человек в мире. 

— Что вас привлекло в цирке?

— Я увидел в артистах какую-то такую "чертовщинку", что ли… Они тоже борются с собой, ищут новые трюки. В большом спорте ты идёшь ва-банк. Приезжаешь на чемпионат, выступаешь и если промахиваешься — жизнь перечёркнута. В цирке, если ты ошибся, то встаёшь и делаешь всё заново.

— Вы испытываете страх во время своих спектаклей?

— Конечно, и с этим надо уметь работать. На каждое выступление я иду с мыслью, что сегодня для меня может всё закончиться. 

— Чего вы боитесь в обычной жизни?

— Ой, да всего на свете: змей, чёрных кошек, пауков... Это больше шутка, конечно, в которой есть доля правды. Исполнение смертельно опасных трюков не делает меня человеком бесстрашным. С годами я стал всё меньше беспокоиться за себя и больше переживать за окружающих, за своих близких. 

— Как вы привыкли отдыхать?

— Для меня лежать на пляже больше 20 минут — это какая-то пытка. Обязательно надо куда-то бежать, что-то делать. Я с детства привык к такому темпу — сначала спорт, потом цирковое искусство. Знаете, мне очень близок афоризм Конфуция: "Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни".

— Подвержены ли артисты осенней депрессии?

— Среди актёров нашего театра как-то не замечал, вот затянувшаяся зима — это стресс, конечно. А мне чувство лёгкой осенней грусти даже нравится — уютно и свежо. 

— Вы работали на крупнейших аренах мира, традиции какого цирка вам ближе и почему?

— Всё верно, с 1998 года я солист Cirque du Soleil, выступал на "Мэдисон-сквер-гарден" в Нью-Йорке, в "Альберт-холле" в Лондоне, MGM Grand Casino and Resort в Лас-Вегасе, на O2 Arena в Лондон, в "Стейплс-центре" в Лос-Анджелесе и на других мировых площадках. У меня были возможности остаться за границей, работать в крупнейших мировых цирках и найти там себя, но я сознательно выбрал Россию. Я считаю так: где родился, там и пригодился.