Председатель комитета городского хозяйства администрации Калининграда Игорь Билич ответил на вопросы в эфире программы "Авторитет с Еленой Воловой" на радио "Комсомольская правда — Калининград".
Игорь Леонидович Билич родился в 1971 году в Казани. Окончил Московский физико-технический институт по специальности "Инженер-физик" и Финансовую академию при правительстве по специальности "Финансы и кредит". Работал финансовым директором и первым заместителем генерального директора в крупном угледобывающем холдинге, был заместителем гендиректора в компании "Вагонмаш" в Санкт-Петербурге, руководил областным предприятием "Теплоснабжение" в Мурманской области. Последние пять лет трудился в структурах Министерства обороны РФ. Женат, четверо детей.
— Вы в Казани родились, а где росли, взрослели?
— У меня мама и папа родом из Казани, они там познакомились и переехали жить в Жуковский. Но я всё детство проводил летом на Волге и в Казани.
— Какое ваше любимое татарское блюдо?
— Конечно, эчпочмак. Это такой треугольный полузакрытый пирожок с картофелем и мясом. Очень вкусный. В чайхане на улице Баумана с бабушкой всегда бывали.
— Зачем вам столько дипломов? Диссертацию не думали написать?
— Думал, но что-то не сложилось. А дипломов всего два. Физтех я окончил, но в 1995 году не до конца было понятно, как нам этой физикой дальше заниматься, полкурса уехало в Америку. Я решил пойти в Финансовую академию и получил там очное образование в течение двух лет. А потом меня совершенно незнакомые люди позвали работать во вновь созданный большой угольный холдинг в Кузбассе.
— Какой самый значимый для вас лично профессиональный период в вашей жизни до Калининграда?
— В Кузбассе я провёл семь лет, не могу сказать, что я работал там в шахте, хотя много раз спускался туда. Это, конечно, заложило основу моего мировоззрения. Там я понял, что когда твоя управленческая работа — это не вопрос каких-то бухгалтерских дел, а вопрос жизни и смерти... Когда от твоих в том числе решений зависит жизнь людей... Я работал финансовым директором и потом первым заместителем генерального директора. У нас было восемь шахт, четыре разреза, 20 тысяч человек, градообразующее предприятие. С отбойным молотком в Кузбассе не работают, но тем не менее, что в жизни всё очень серьёзно, я понял именно там.
После Кузбасса я работал короткий период в Санкт-Петербурге. Там было в тяжёлом положении теплоснабжающее предприятие областное, и я создал новое и получил хорошие отзывы и результаты. В Министерстве обороны мне тоже очень нравилось, я не очень могу распространяться о деталях, но Шойгу наградил меня медалью за трудовую доблесть.
— Почему вы приняли решение приехать к нам в область?
— А вот почему и в остальные места приезжал. Поступают предложения как раз тогда, когда у меня какой-то перерыв.
— Вы женаты, у вас аж четверо детей. Мальчики, девочки?
— У меня трое сыновей и дочка. Самый маленький Яша, ему восемь лет. Потом Петя, ему 11, старшенький Боря — моя гордость, он победитель международной олимпиады по физике, международной олимпиады по астрономии, в команду России входит. Боре 18 лет, он поступил в Высшую школу экономики на математический факультет в Москве. Дочка заканчивает в следующем году школу, она учится в лицее при Высшей школе экономики. А младшие сюда осенью, я надеюсь, приедут. Я скучаю очень.
— Друзей здесь нашли? Как вы проводите свободное время?
— Досуг у меня пока часа два между тем, как я свободен и как я засыпаю. Я в это время ужинаю в основном. У меня есть несколько товарищей в Калининграде. Одно время сын встречался с девушкой из Калининграда. Она тоже была победительницей олимпиады.
— Нравится ли вам наш город?
— Очень. До моря час ехать, море меняет вообще всю историю. Я стараюсь в воскресенье выезжать туда. В Янтарный ездил, в Зеленоградск.
— Вы бы навсегда здесь остались?
— У меня больше трёх лет не получается в одном месте работать. Юность уже прошла, когда корни быстро прорастают. Моя мама говорит: будущее узнать нетрудно, надо немного подождать.
Чемпионат: радости и проблемы
— Коллега спрашивает, не хорват ли вы, ваша фамилия откуда?
— Ну, если ему хочется, я могу на некоторое время быть хорватом.
— А вы сами болельщик, Игорь Леонидович?
— Очень умеренный.
— А в фан-зоне бывали?
— Только когда там все уходят, чтобы посмотреть, чисто или нет.
— Губернатор высоко оценил работу по уборке после хорватских болельщиков. Да и накануне ночь была неспокойная. Как удаётся всё это убрать, насколько это сложно?
— У главы города есть претензии к нам на самом деле. Мы немножечко не продумали, была сложная ситуация по уборке площади Победы. 40–45 минут было грязно. Одна часть ушла на пересмену, вторая не заняла позиции.
— Как вы оцениваете работу коммунальных служб сами?
— Ничего плохого сказать нельзя. Люди в день матча спали часа четыре. Все очень ответственные. Причём убирали теми же силами, что и обычно. Большого десанта никакого не было.
— Но пару недочётов отметили СМИ. Особенно это касалось общественного транспорта после матча. Какие выводы сделаны?
— Недочёты были. Хотя, мне кажется, они несколько преувеличены. Мы проанализировали, где наиболее востребованы автобусы, у нас есть распоряжение продлить работу транспорта до двух часов ночи. И примерно в два раза мы увеличим с полдесятого до двенадцати ночи количество автобусов, принято решение, где они будут централизованно собираться и развозить болельщиков. Проводим работу с частными перевозчиками, они нас подводили.
— Все почувствовали специфический запах, даже Андрей Ермак (министр культуры и спорта региона — прим. ред.) задал вопрос, где общественные туалеты. Будут ли дополнительные?
— Дополнительные туалеты выставят у ТЦ "Плаза" семь штук. Десять туалетов — у сквера возле "Матери-Родины" и десять — на Баранова, на Верхнем озере. По городу 41 туалет будет дополнительно установлен.
— По итогам поездки на матч блогер Варламов Илья написал позитивный комментарий и другой, достаточно негативный. В том числе про схему движения общественного транспорта, на которую он даже предложил дать денег. Варламов посчитал её очень сильно запутанной и раскритиковал её дизайн. Собираетесь ли вы менять что-то и воспользоваться помощью Ильи?
— У него есть друг Артём Лебедев, который разрабатывал дизайн. Может, он к нему обратится, чтоб тот в виде помощи нам сделал? И потом ещё есть разные состояния болельщиков. В возбуждённом, невозбуждённом, после матча, до матча смотрел?
Городские проблемы
— Давайте поговорим о самом общественном транспорте. Вы за развитие трамвайного сообщения или оно мешает?
— Я трамваи очень люблю. В Казани всегда ездил на трамвае. Романтично.
— Наше трамвайное движение нужно развивать или достаточно тех маршрутов, которые на сегодня есть?
— Может быть, и нужно развивать, но почему-то же не развивается. Надо знать, кто виноват, в данном случае. Причина была, возможно, экономическая. Если бы это всё от меня зависело, трамвай уже завтра был бы. Нам поставлена задача до 1 августа представить управлению транспорта виденье. Мы доложим.
— А по-прежнему ли вы планируете развивать муниципальный транспорт и субсидировать муниципальные предприятия?
— Есть два пути: регулируемый тариф и нерегулируемый. Либо мы даём некий предельный тариф и перевозчики в него укладываются, либо мы отыгрываем конкурс и платим перевозчику за километр, будь он муниципальный или частный. И тот и другой способ имеют как плюсы, так и минусы. Но то, что транспорт в городе стоит перед необходимостью серьёзной реформы, это не обсуждается.
— Критике блогера Варламова подверглись городские водоёмы. Говорит, покрышки везде, причём видно, что они тиной заросли, то есть давно лежат. Как часто вы чистите городские водоёмы?
— Этим занимаются и городские службы, и "Гидротехник", куплена специальная амфибия. Мы не можем чистить дно водоёма, потому что это федеральная собственность. Надо, чтобы на эти виды работ было муниципальное задание. И губернатор на это обратил внимание, по его указанию готовится сейчас областной закон. В кратчайшие сроки он будет принят, и я уверен, что уже в этом году ситуация кардинально изменится.
— Последние несколько месяцев серьёзной критике подвергся отдел благоустройства. Говорят, что непрофессионально там работают, что порубочные билеты абы как выдают. Как вы оцениваете ситуацию?
— Не рубить совсем нельзя, это и строительство, и просто опасные деревья. Надо принимать во внимание мнение общественных организаций, они тоже не должны встать в позу. Ну не из злодейства же люди рубят. Никто не хочет сделать город менее зелёным и некрасивым. Давайте обсуждать, что мы делаем не так.
— Недавно состоялись общественные слушания по поводу "Автотора", он хочет вырубить достаточно большой участок под автодром и новые цеха. Каково ваше мнение по этому вопросу?
— А как решить этот вопрос? "Автотор" — это производство, это налоги, это деньги. Должен быть компромисс. У нас готовится изменение в закон о компенсационных насаждениях. Сейчас закон предписывает высадить в трёхстах метрах от вырубки. Но это не всегда разумно.
— Я думаю, с жителями Космодемьянского нужно посоветоваться.
— Да, можно посоветоваться. Но не вставать в позу — мол, ни в коем случае, будем жить в лесу…
— Как вы относитесь к инициативе губернатора передать "Водоканалы" на уровень области?
— Это продиктовано не прихотью. Калининградский "Водоканал" — лидер отрасли, он один из лучших в стране. Я там был вчера. Коллектив настроен достаточно позитивно. Очень профессиональный и слаженный коллектив. А в других муниципалитетах ситуация другая.
— Некоторые эксперты говорят, что концессия — это всегда повышение тарифа.
— Наверно, прочитали книгу "Двенадцать стульев", там тоже были концессионеры. Смысл концессии не в том, что какие-то жулики будут потом выкручивать жителям руки. Областное правительство никогда на это не пойдёт. Мы как собственники скажем концессионеру, что зафиксируем тариф на таком-то уровне, а ты предприми какие-то меры по снижению себестоимости, получи прибыль, окупи своё мероприятие. Повысить тариф мы можем и без концессионера.
— Председатель комитета Госдумы Галина Хованская заявила, что хрущёвки в российских регионах будут не только сносить, но и реконструировать. Как вы относитесь к этой инициативе?
— В Калининграде порядка тысячи домов, которые можно назвать хрущёвками. Можно реконструировать, можно сносить, но как? Это частные владения. Никаких оснований у муниципалитета нет. И опять-таки нужен экономический базис под этой идеей. Что значит снести? Равняться на Москву? Но это совсем другая история финансовая. Для красоты картинки могу сказать: да, не волнуйтесь, лет через десять всё вам построим, но зачем вводить людей в заблуждение?
— Нельзя ли уйти от отключений летом горячей воды?
— В системе централизованного тепло- и водоснабжения отключение на две недели необходимо, это и профилактика котельных, и подача избыточного давления, чтоб посмотреть, где труба нуждается в замене. На Марс мы улетим. А горячую воду на полторы недели всё равно будем отключать.
— На Ленинском проспекте несколько домов несколько недель сидят без газа. Почему так случилось и как вы будете действовать?
— Эту проблему мы знаем досконально. Сначала общие причины — ужесточились требования к проверкам газовых хозяйств, ежегодно принято теперь осматривать. Изменились нормы по вентиляции и по вытяжной системе, чтобы избежать отравлений. Но, к сожалению, дома старой конструкции для этого не предназначены. Поэтому в городе резко увеличилось количество отключённых и квартир, и домов. В доме на Ленинском был случай отравления, пришла проверка, и оказалось, что дымоходы не работают, неисправна и система вентиляции. Мы выработали определённые решения, область согласилась финансово помочь в этой ситуации и мы со своей стороны. Понадобится месяца полтора, во всяком случае — до осени. Там надо очень серьёзно вентиляцию поменять и надставить дымоходы.
— Центральные улицы города отремонтировали к чемпионату, а во дворах ад. Какие перспективы?
— Все должны понимать, что дворы и квартиры теперь наши. Это коллективная частная собственность жильцов. Поэтому не надо ждать милости от природы — можно пытаться что-то делать самим. Существует программа, на которую выделяется по области 500 миллионов рублей. Мы ремонтируем 15–16 дворов в год. А всего их по городу около 800. 20 в год, то есть 40 лет. Программа, безусловно, хорошая, определённый процент финансируется самими жителями, но, к сожалению, им нужно думать, что они могут сделать сами для себя. Может быть, принять на общих собраниях решение выделить дополнительные средства на небольшой ремонт.